Бобкова Елена
Консультация «Бабушка как объект исследования»
▼ Скачать + Заказать документы
Бабушка – как объект исследования
В России, в отличие от многих других стран, бабушка — это целое социальное явление. Какие же они, бабушки? Чем обусловлено их поведение в семье? Как использовать их потенциал во благо детям.
В отечественной психологии исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром. В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внуки от сына или дочери, частотаконтактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее, о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.
Публикация «Консультация „Бабушка как объект исследования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек : «формальная»,или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «-отстраненная», «символическая».
«Обычные бабушки»принимают участие в уходе за внуками и их воспитании, однако под воспитанием скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу; каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют, покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение, за то, что она маленькая. В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», не общаться с внуками или поругать.
«Активные», «увлеченные бабушки»имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. О ни заботятся о внуках, балуют их, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. «Увлеченные бабушки» чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. .В качестве наказания за «вранье, лень и грубость» ругают и запрещают смотреть телевизор или ходить а гости, могут дать подзатыльник или перестать общаться, то есть они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения с «Другой стороны» то есть бабушки «отстраненного» типа не имеют обязанностей по отношению к внукам. В высказываниях «отстраненных бабушек» часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье- воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе. Утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, она видится с ним один- два раза в году, При этом телефонные разговоры становятся единственным видом совместной деятельности. Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.
Первый этап- «молодая бабушка» - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/ или помощи в уходе за внуками по мере сил и возможностей; становиться «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, то есть «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. «Молодая бабушка» редко проживает одиноко, чаще с мужем или вместе с детьми и внуками.
Именно в группе «молодых бабушек» наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочери «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочери больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются. Внуки растут, «молодые бабушки» и дальше не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской деятельность».
Второй этап- «старая бабушка»- наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполниться 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный. Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуками, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных» Некоторые же на этом этапе отдаляются; как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной»или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют (при сохранении условий проживания). Если «молодую бабушку» больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки – от дочери или сына. Она больше, чем «молодая бабушка», заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.
Третий этап - «Пожилая женщина», «старая женщина»- начинается после достижения внуками 18- летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, нуждающимся теперь в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот ролей»- меняется баланс независимости и автономии членов семьи.
Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статусы пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том. что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но так же от социальных и личностных норм жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Представление о пожилых, о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка опосредованно личностными факторами, личными нормами бабушек.
Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье, показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются с самими членами семьи, детьми и внуками.