Марина Серова
Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду»
Адаптация ребенка к детскому саду.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни и окружающей среды. Изменения в жизни детей сказываются на психическом и физическом здоровье; в первую очередь приводят к нарушению эмоционального состояния. Эмоциональное неблагополучие во время адаптационного периода сказывается на сне, аппетите, что приводит к частым болезням.
Публикация «Консультация „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Три степени адаптации.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Можно выделить 4 основных фактора для оценки степени адаптации:
• Эмоциональное состояние,
• Коммуникабельность,
• Послеобеденный сон,
• Аппетит
При легкой адаптации, в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по всем показателям. Он спокойно и радостно начинает относиться к детям. Аппетит немного снижается, но к концу первой недели достигает обычного уровня. Сон налаживается в течение 1-2 недель. К концу месяца у ребенка восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации среднего уровня нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражаются ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается аппетит. Малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется речью. Все эти изменения держатся до 1,5-2 месяцев. Часто такие дети заболевают.
Тяжелая адаптация. Ребенок длительно и тяжело болеет. Может наблюдаться нехарактерное, неадекватное поведение. Сильно и надолго снижается аппетит, часто ребенок отказывается от еды. Малыш плохо засыпает, мало спит, сон тревожный, просыпается со слезами. Ребенок постоянно подавлен, не интересуется окружающим, агрессивен по отношению к другим. Состояние улучшается очень медленно, в течение нескольких месяцев.
Факторы успешной и быстрой адаптации к детскому саду
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от совместной работы, взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
От того как ребенок подготовлен к переходу в дошкольное учреждение зависит длительность адаптационного периода. Легче адаптируются дети:
- умеющие общаться,
- владеющие культурно-гигиеническими навыками самообслуживания,
- умеющие играть,
- испытывающие потребность в детском обществе.
Увеличивать время пребывания в детском саду рекомендуется только при хорошем эмоциональном состоянии и самочувствии ребенка. Количество часов, проводимых малышом в ДОУ, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели – не более двух часов в день.
Особое внимание нужно уделять состоянию здоровья детей. При ухудшении самочувствия необходимо подержать ребенка дома. Дети, впервые поступающие в детский сад, через неделю как правило заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому лучше сделать перерыв и предупредить заболевание.
Для создания условий успешной и быстрой адаптации можно предложить родителям заполнить анкету, рассказывающую о ребенке (Приложение 2).
В родительском уголке разместить «Рекомендации родителям» в период адаптации (Приложение 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Адаптация ребенка к детскому саду
Рекомендации родителям
1. Постарайтесь создать условия для спокойного отдыха ребенка дома.
2. Всегда положительно отзывайтесь о воспитателях и детском саде.
3. Не меняйте режим дня ребенка в выходные дни.
4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и дружеская атмосфера.
5. Будьте терпеливы к капризам.
6. Читайте детям сказки.
7. Организуйте утро так, чтобы день прошел спокойно.
8. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
9. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расставаться.
10. Обязательно говорите малышу, когда вы придете (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
11. Придумайте свой ритуал прощания (обнять и поцеловать, помахать в окно).
12. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
13. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения.
14. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны.
15. Говорите медленно, короткими фразами, давайте простые понятные объяснения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для родителей:
Ф. И. ребенка ___
1. Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ___
(какие)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие ___
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли особенная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет