Елена Алексеевна Чернявская
Консультация для воспитателей по организации положительных взаимоотношений дошкольников в ситуации игры
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей по организации положительных взаимоотношений дошкольников в ситуации игры.
Цель: объединить усилия педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности. Выявить и применять на практике общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Публикация «Консультация для воспитателей по организации положительных взаимоотношений дошкольников в ситуации игры» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
Причины:
1. Взрослые сами не умеют играть;
2. Просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.
Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.
Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими качествами, как умения:
наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
организовать начало игры, побуждать детей к игре;
проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др. ;
изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;
включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;
обсуждать и оценивать с детьми игру.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле.
Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.
Определение уровня развития игровой деятельности в каждой возрастной группе проводится воспитателем на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей и с учётом их реакции на инициативные игровые действия взрослого.
Таким образом, мы можем выделить следующие направления дальнейшей педагогической деятельности:
1. Строить работу по взаимодействию педагога с детьми в игровой деятельности, опираясь на:
- основные принципы организации сюжетно- ролевой игры (наличие атрибутов) ;
- творческий характер сюжетно-ролевой игры (наличие замысла) ;
- структурный компонент игры (сюжет, содержание, роль) ;
- на роль, которую принимает на себя ребенок в игре;
- психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры (мышление, воображение, память) ;
- многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре.
2. Составить конспекты сюжетно - ролевых игр по всем возрастам.
3. Продолжать активную работу по организации и развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников, тесно сотрудничая с родителями, соблюдая гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры, способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру и прочее.
4. Провести консультацию для родителей по совместной игре с ребенком дома.
5. Пополнить развивающую среду атрибутами для игр в соответствии с возрастом.
6. Систематически планировать и проводить сюжетно-ролевые игры в соответствии с программными требованиями.