МААМ-картинки

Консультации для родителей «Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка»

Абдуллина Айгуль
Консультации для родителей «Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Подготовила: Абдуллина А. Ф., воспитатель дошкольной группы

МБОУ «Беляевская СОШ»

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, определимся с возрастным диапазоном.

Публикация «Консультации для родителей „Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка“» размещена в разделах

Ребёнок первой половины раннего возраста (от года до двух лет) существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он всё время привлекает к ним взрослого. Ребёнок - везде. Весь дом – его развивающая среда.

Задача взрослых – балансировать на грани запрещения-разрешения (позволить ребёнку исследовать ближайшее пространство, но избежать при этом опасных последствий для него самого, других людей и вещей).

На подступах к дошкольному возрасту (когда ребёнку исполняется два года) возникает необходимость в ослаблении тесной связки с близким взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.

Иначе говорят, приходит время, когда вездесущего ребёнка надо «собрать». Это значит – пора организовать игровой уголок. Игровой уголок – это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать.

Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (оптимальный размер 50/70 см). Нужны два детских стула (один для ребёнка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребёнку). Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трёх полок, по высоте доступных руке ребёнка, несколько больших пластиковых или картонных ёмкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить всё это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70/70 см).

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребёнок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам. В игровом уголке ребёнок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок. Наличие игрового уголка – противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребёнка в зависимости от своей воли и настроения.

Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребёнка. Первая ошибка – отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становиться неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навел порядок и т. п.

Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь. От такого столика следует избавиться по достижению ребенком двух лет.

И, наконец, еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобиться». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя, она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки. Письменный стол, как и школьный ранец, -это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться (или быть отдан ребенку) именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола-парты).

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

«Играть, создавать, исследовать»- вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами, продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование, исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочку, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки – персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки, грузовик (для мальчика).

Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный, который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополнять по мере расходования).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведем место для детских книг (слушание и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребенка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющимися универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки, крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребенку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (сооружения из него пригодятся ребенку и для «игрового мира»).

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках», лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры – «гусек» и шашки.

Прежде всего, не приучать ребенка «глазеть» на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно – за заранее обсужденной и выбранной, «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек (игровой уголок, похожий на магазин) плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного?

Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

«Универсальные» материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Но первоначально одухотворяет эти вещи, расшифровывает их культурный смысл, их возможности все же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребенком. Поэтому время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребенка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов).

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз, безопасной (в плане краски, материала и т. п., развлекать ребенка поскольку игра- это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребенка.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

1. игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами, т. е. должны соотноситься со спецификой деятельности;

2. игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет-не то же самое, что игра ребенка шести лет);

3. игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойское снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению поролевой идентификации ребенка).

Публикации по теме:

Тематические консультации в родительский уголок. Часть 2 Приближается холодное время года – поздняя осень и зима. Риск заболеваний у детей резко возрастает и возникает острая необходимость консультаций.

Тематические консультации в родительский уголок. Часть 3 Дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вам несколько мобильных консультаций (на 1 печатный лист) в родительский уголок. Мою версию их оформления.

Фотоотчёт о консультации родителей «Пожарная безопасность»Фотоотчёт о консультации родителей «Пожарная безопасность» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню.

Конспект занятия в средней группе «Каким должен быть солдат»Конспект занятия в средней группе «Каким должен быть солдат» Задачи: образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. развивающие:.

Консультации для родителей по теме «Юные садовники»Консультации для родителей по теме «Юные садовники» Одной из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является создание условий для повышения эффективности.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей «Домашний кукольный театр»Консультация для родителей «Домашний кукольный театр» Консультация для родителей"Домашний кукольный театр" Дорогие родители!Сегодня хотела бы немного поговорить с вами о создании домашнего.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для родителей «Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка»
Опубликовано: 29 февраля 2020 в 13:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультации для родителей «Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Абдуллина Айгуль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД