Надежда Савченко
Конспект урока по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока.
1. Организация начала урока.
А вот книжки на столе,
А вот – тетради.
Не хочется играть сегодня в прятки
И дуть недосуг
На корабль бумажный –
Сегодня в классе для ребят
Урок уж больно важный.
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Три человека. Индивидуальная работа по карточкам.
1 карточка – Назовите основные формы земной поверхности. Дайте определение основных форм земной поверхности.
- Как называются возвышения на равнинах?
- Как называются углубления на равнинах?
2 карточка – Что такое холм?
Публикация «Конспект урока по окружающему миру» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Что такое гора?
- В чём их сходство, в чём различие? Подпишите части холма и горы на схеме.
3 карточка – Подпишите на схеме части реки.
- Определите и подпишите на схеме левый и правый берег притока реки.
- Чем река отличается от озера?
2.2. Работа с кроссвордом «Водоёмы». Фронтальная беседа.
- Я буду загадывать загадки, а вы по признакам должны отгадать, какой это водоём? (На доске висит карта России).
1. Кругом вода, а с питьём беда.
- Какие вы знаете моря?
2. Все обходят это место, здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи!
Нет опоры для ноги.
- Какие растения растут на болоте? (Ягоды)
3. Лежит зеркало посреди поля.
- Чем пруд отличатся от моря?
4. Тихий, Северный, Ледовитый – это…
- А какие океаны вы ещё знаете? (Атлантический, Индийский)
5. В голубеньких рубашках бегут по дну овражки.
- Где можно встретить ручьи?
6. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
- Что такое река?
- Какое ключевой слово получилось? (Родник)
- Что такое родник или ключ?
(Это место выхода подземных вод на поверхности земли).
Разделите названия в кроссворде «Водоёмы» на 2 группы. Обоснуйте свой ответ. (Естественные и искусственные водоёмы).
- Какие ещё искусственные водоёмы вы знаете?
(Водохранилище, канал).
Подведение итогов. Как усвоили предыдущую тему урока.
3. Введение в тему.
Словесная беседа.
- Послушайте стихотворение А. Фета и скажите, о каком времени года в нём говорится? Постарайтесь запомнить слова, подтверждающие это.
Снова птицы летят издалёка,
К берегу, расторголощий лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт. (Весна).
- О каком же времени года говорится?
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении? (Прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны).
4. Изучение нового материала.
- Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев.
- Перечислите названия месяцев по порядку (Март, апрель, май).
- Послушайте загадки о весенних месяцах и скажите, о каком из месяцев идёт речь, какие признаки этого месяца вы услышите.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
- Что это за месяц? Кто узнает? (Март). Название месяца вывешивается.
- Как догадались?
- Какие признаки этого месяца вы услышали?
- Отгадайте, какой следующий месяц?
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонков трель,
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
- Как вы догадались?
- Какие признаки этого месяца вы услышали?
- Отгадайте следующий месяц.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май).
- Как догадались?
- Какие признаки этого месяца вы услышали в загадке?
- Какие изменения происходят в природе весной в этом месяце?
4.2.3. Весенние изменения в неживой природе.
- Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине. Начнём с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце (прикрепляем солнце). Какое оно весной? (Светит ярче. Чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой, дни становятся длиннее). На доске вывешиваются слова:
Солнце выше, чем зимой,
Дни стали длиннее.
Потепление.
- Как солнце грело землю во все весенние месяцы?
- Какой весенний месяц самый холодный?
- Тёплый? Почему? (Солнце выше в мае над горизонтом).
Обобщение: Самый холодный март, а самый тёплый – май.
- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут облака).
На доску вывешиваются: голубая лента и облака, после беседы слова: облака, белые, лёгкие).
4.2.4. Осадки весной.
- Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, в апреле – дождь со снегом, с мае – дождь).
На доске вывешиваются бумажные снежинки и капельки и слова:
Весной идёт снег, дождь со снегом, дождь.
Обобщение: Что вы узнали об осадках весной?
4.2.5. Почва весной.
- Теперь изобразим почву.
- Что происходит с ней весной? Почему? (Весной почва оттаивает, от тающего снега много воды).
На доску вывешивается почва и слова:
Весной почва оттаивает.
Обобщение: Что узнали о почве весной?
4.2.6. Снег весной.
- Что происходит со снегом весной? Почему? (Весной становится теплее, снег тает, в марте появляются проталины, в апреле их становится всё больше, в мае снег растаивает).
На доске вывешивается сугроб из бумаги, изображение проталин и слова:
Становится теплее, снег тает, к маю всё растаивает.
Обобщение.
4.2.7. Водоёмы весной.
- Что происходит с водоёмами весной? (Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинами, тает, в апреле начинается ледоход).
- Откройте учебник на стр. 84.
- Прочитайте первые два абзаца и скажите: Как изменилась река?
- Прочитайте следующий абзац и опишите сам процесс ледохода.
- Прочитайте последние два абзаца и узнаете, что происходит потом с рекой.
Очень опасно ходить по подтаявшему льду. В мае, когда река переполняется водой от расстаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затапливает леса, луга, поля.
На доску вывешиваются слова: ледоход, половодье, таяние снега.
Обобщение:
- Какие изменения происходят в неживой природе весной?
- Как они связаны между собой?
4.3. Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе весной.
- Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
(Вывешиваются деревья без листьев, с молодыми листьями, цветами с лова: набухание почек, цветение растений, появление листьев).
Обобщение.
4.3.2. Травянистые растения весной.
-Что происходит с травянистыми растениями весной? (землю покрывает молодая травка, некоторые растения цветут).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Чистяк весенний, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница).
- Посмотрите на раннецветущие растения на иллюстрации. Вам минута, чтобы запомнить.
- Кто готов перечислить?
- Какие вы ещё знаете раннецветущие растения? (Ландыш, одуванчик, фиалки).- Ребята, многие весной собирают букеты. Хорошо ли это? Почему?
Обобщение:
Перечислите все раннецветущие растения, которые вы запомнили.
4.3.3. Изменения в жизни птиц весной.
Весна вносит изменения в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц весной? Посмотрите на рисунок стр. 83. Он вам поможет.
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми).
- С чем это связано, подсказка на стр. 83.
- Каких перелётных птиц вы знаете?
( Вывешиваются слова: появление насекомых, возвращение перелётных птиц).
Обобщение:
Какие же изменения происходят в жизни птиц?
4.3.4. Изменения в жизни зверей.
- А как встретят весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, бурсуки, ежи. У многих рождаются детёныши). Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?
Обобщение:
- Какие изменения в живой природе происходят весной?
- Как они связаны с изменениями в неживой природе?
5. Закрепление.
Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. У нас образовалась схема с изменениями в живой и неживой природе. Используя рисунки и схему, сделайте вывод по уроку.
- Что нового узнали на уроке?
- Что хорошего усвоили? Что помогло в этом?
- Для чего это пригодится?
- Что не поняли.
Домашнее задание.
1. Стр. 82 – 85
2. Составить рассказ.
3. Страничка для любознательных.