Людмила Нестеренко
Конспекты НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: старший воспитатель Нестеренко Л. С.
Занятие №1
Тема: составление предложений по картинкам; «Гласный звук А, буква А, а»; определение места звука в словах: аист, мак, ваза, апельсин, аквариум; игровая ситуация «Покажи букву» .
Оборудование: картинки диких животных (волк, медведица с медвежатами, белка, лиса, заяц, ёж, коробочка с двойным дном, буква А, а, картинки с изображением вазы, аиста, аквариума, мака, апельсина
Ход:
1. Д/и «Назови и расскажи» :
- перечислить животных, которые изображены на картинках, обобщить, назвать одним словом всех (дикие животные);
Публикация «Конспекты НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- выясним, кто где живёт? (белка – в дупле, также делает гнездо, у волка – логово, медведь спит в берлоге, лиса обитает в норе, заяц – под кустиком, возле пенька, ёж на зиму зарывается в листья);
- рассмотрим внимательно картинку про медведей:
- Чем заняты медвежата? (медвежата заинтересовались ягодами, рассматривают их, посмотрите на их удивлённые глаза, они впервые в жизни увидели такое чудо);
- Как медведица общается со своими детёнышами? (звуками, рычит);
А как общаемся мы с вами? (мы разговариваем, произносим разные слова, предложения);
А звуки мы умеем произносить? (да, все слова состоят из звуков);
Предлагаю произнести звук А;
Звуки мы произносим и слышим;
2. Физминутка:
Быстро встали,
Потянулись…
Вправо, влево повернулись,
Влево, вправо повернулись,
Хорошенько потянулись,
И на место все вернулись!
3. Игра с «волшебной коробочкой» : в волшебную коробочку (коробка с двойным дном) «прячем» звук А, достаём букву А
Вывод: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и можем написать.
Анализ звука А: звук А произносится только голосом, рот открыт, никакой преграды голосу нет, звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо. Звук А - гласный звук.
Анализ буквы А: (рассматриваем букву, она состоит из трёх палочек, пишем её в воздухе)
Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква… А! (С. Я. Маршак)
Анализ маленькой буквы а (она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т. е. из двух частей);
4. Игровая ситуация «Покажи букву» :
Выставляю картинки с написанными словами, предлагаю детям найти знакомую букву А, а, определяем её место в слове;
д/и «Определи на слух» (произношу слова, если есть звук А, дети поднимают букву) : луна, мама, папа, Аня, кот, дом, арбуз,
5. Итог занятия: из чего состоят все слова, которые мы произносим? (из звуков)
звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем;
Занятие №2
Тема: составление предложений по картинке «Медведица с медвежатами»; «Гласный звук У, буква У, у»; определение места звука в словах: утка, арбуз, кенгуру; игровая ситуация «Покажи букву» .
Оборудование: картинка «Медведица с медвежатами», коробочка с двойным дном, буква А, а, У, у, картинки с изображением утки, арбуза, кенгуру.
Ход:1. Загадка про медведя: Большая, лохматая,
Чуть-чуть косолапая,
Громко рычит,
Детёнышей сторожит.
2. Предлагаю составить 3-4 предложения по картинке (Медведица вышла на прогулку с медвежатами, медвежата рассматривают ягодки, медведица охраняет своих детёнышей). Предложить составить рассказ (повторить все предложения)
3. Физминутка:
Быстро встали,
Потянулись…
Вправо, влево повернулись,
Влево, вправо повернулись,
Хорошенько потянулись,
И на место все вернулись!
4. Загадка:
Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква… А! (С. Я. Маршак)
Предлагаю назвать слова, где есть звук А.
5. Игра с «волшебной коробочкой». Гласный звук У, буква У, у. Анализ звука У (произносится голосом, только губы складываем трубочкой, звук У можно произносить и тихо и громко, его можно тянуть и произносить коротко). Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру, (показать букву, определить на котором месте стоит)
6. Чтение слога А-У (на длинном расстоянии, на коротком).
7. Д/игра «Футбольное поле» (ориентировка на листе бумаги).
8. Работа в тетрадях (математика, ориентировка);
9. Итог.
Занятие 3
Тема: закрепление звуков А, У
Задачи:
- закрепить знание букв А, У как знаками звука А,У;
- дать понятие о том, что звук и буква А,У могут находиться в начале, в середине, в конце слова;
- учить интонационно выделять звуки А,У в словах;
- печатное написание буквы А,У;
Ход:
1. Игра «Назови своё имя» (дети по очереди произносят свои имена и определяют есть ли в них звук А, и на котором месте он стоит, делим слово на слоги, каждый должен «прошагать» своё имя, один слог – один шаг).
2. Загадка: в два ряда дома стоят –10,20,100 подряд,
И квадратными глазами друг на друга все глядят (улица)
Анализ звуков У,А и всего слова улица
3. Назовите те предметы, в которых слышится звук А, определите место звука в этих словах (герань, книга, лампа, коса, роса, лиса, аист, рама и др.)
4. Физкультминутка.
Мы становимся всё выше, достаём руками крыши,
На два счёта поднялись,
Три, четыре – руки вниз!
5. Индивидуальная работа с буквами, составление и чтение слогов АУ,УА (двое детей выполняют задание у доски).
6. Игра «Угадай звук» :
На лужайке поутру, мы затеяли игру, Ты – ромашка, я – вьюнок,Становитесь в наш венок,1,2,3,4! Раздвигайте круг пошире!
(дети стоят в кругу, воспитатель в кругу с мячом произносит слова со звуком А или У и без них, если в слове есть данный звук, мяч дети ловят, звуки следует интонационно выделять).7. Итоги занятия.
Используемая литература: Д. Г. Шумаева, «Как хорошо уметь читать».