Ирина Александровна Степаненко
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода»
Степаненко Ирина Александровна
МБДОУ " Детский сад комбинированного вида № 9 "
Программное содержание:
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, соком и молоком, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, резиновые перчатки, надувные шарики, ковшики одинакового размера, целлофановые пакеты, тазы с водой, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов) ; наблюдение за водой в аквариуме; опыты с водой; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные исследователи», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
(Ответы детей)
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (ответы детей)
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».(в группе в I половине дня)
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет формы».(на прогулке)
Перед детьми таз с водой и различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Дети наливают в формочки и ставят в сугроб. (чтобы доказать, что вода принимает твердое состояние)
А заранее приготовленная фигурка из снега заносится в группу. (чтобы определить, что происходит со снегом)
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода может находиться и в твердом состоянии, а из твердого в жидкое, под действием тепла.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».(в группе во II половине дня)
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Для сравнения попробуйте попить сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя.
Дети выполняют задания воспитателя.
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде?».(в группе во II пол. дня)
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? (Ответы детей)
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются) .
Подведение итогов и оценка результатов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей. Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу.
Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение?
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода»
Степаненко Ирина Александровна
МБДОУ " Детский сад комбинированного вида № 9 "
Программное содержание:
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, соком и молоком, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, резиновые перчатки, надувные шарики, ковшики одинакового размера, целлофановые пакеты, тазы с водой, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов) ; наблюдение за водой в аквариуме; опыты с водой; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные исследователи», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
(Ответы детей)
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (ответы детей)
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».(в группе в I половине дня)
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет формы».(на прогулке)
Перед детьми таз с водой и различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Дети наливают в формочки и ставят в сугроб. (чтобы доказать, что вода принимает твердое состояние)
А заранее приготовленная фигурка из снега заносится в группу. (чтобы определить, что происходит со снегом)
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода может находиться и в твердом состоянии, а из твердого в жидкое, под действием тепла.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».(в группе во II половине дня)
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Для сравнения попробуйте попить сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя.
Дети выполняют задания воспитателя.
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Подведение итогов и оценка результатов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей. Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу.
Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение?