Ольга Метель
Конспект занятия «Весеннее путешествие в степь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Весеннее путешествие в степь»
(НОД по экологии)
Интеграция образовательных областей:
Познание:
1. Закреплять представления детей о характерных признаках весны;
2. Закрепить и систематизировать знания о знакомых природных зонах России;
3. Познакомить с природными условиями степи;
4. Опытным путём подтвердить невозможность роста деревьев в степи;
Социализация:
5. Развивать умение работать сообща, оказывать помощь и поддержку друг другу в сложной ситуации;
6. Воспитывать у детей любовь к родной природе.
Коммуникация:
Публикация «Конспект занятия „Весеннее путешествие в степь“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2015
7. Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно- следственных связей;
Интеграция детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, игровая, трудовая, оздоровительная.
Оборудование: мини – музей «Природные зоны России», изготовленный родителями и детьми, воспитателями: Адамсоновой Н. Н, Метель О. А, фигурки животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку, а вы мне скажете - что это.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Какие приметы весны вы можете назвать?
Предполагаемые ответы детей: солнце светит ярче, стало теплее, с юга возвращаются птицы, день стал длиннее ночи, после зимней спячки просыпаются животные, они меняют зимние «шубки» на новые, шелковистые; появляются насекомые, начинает пробиваться молодая травка, первоцветы, птицы высиживают птенцов.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? Ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться на ковре - самолёте. А билеты на ковер - самолёт вы должны заслужить, отгадав загадку. Но загадок у меня мало, а значит и билетиков на всех не хватит. Как же быть?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит детей к тому, что каждый отгадавший загадку может взять с собой в путешествие друга.
Воспитатель:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна).
•Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц.
(Март)
•Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл (Апрель)
•Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
- Нас теплом встречает.
(Май)
•Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Отгадавший получает билетик фигурку животного и с другом проходит на ковёр - самолёт.
Воспитатель: Все расселись? Полетели.
Посмотрите налево. Какую климатическую зону мы пролетаем? Как вы поняли, что это Арктика?
Дети рассматривают макет Арктики.
Воспитатель:
Посмотрите на свои билетики и скажите, какие животные живут в этой климатической зоне?
Предположительные ответы детей: Арктика – это белоснежное царство снега, холода и льда. это владение белого полярного медведя.
Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы.
- Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.
(белый медведь, морж, тюлень)
Воспитатель:
- Почему эти животные могут выжить в Арктике? ( Они приспособились к суровому климату севера: питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя - теплый густой мех, он умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями).
Дети читают стихи про животных Арктики:
Тюлень
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Морж
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Белый медведь
Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
Воспитатель: Полетели дальше. Посмотрите направо. Над какой климатической зоной мы пролетаем?
Дети рассматривают макет тайги.
Воспитатель: Как вы поняли, что это тайга?
Предполагаемые ответы детей: растут хвойные деревья: ель, сосна, кедр, пихта; здесь живут медведь, лось, олень, рысь, барсук.
Лето в тайге теплое, здесь растут деревья с мощными корнями, под деревьями - маленькие кустарники и травы, которые растут в тени; в тайге чистый воздух, тайга- это дом для зверей и птиц, здесь много еды и есть где спрятаться.
Ребё нок:
«Тайга - наш дом».
Тайга – наш дом
Лесной наш дом,
Уютный и родной.
Здесь звери радостно живут
Под ёлкой и сосной.
Здесь заяц, белка, бурундук
В согласии живут,
И на полянке поутру
Гимн солнышку поют.
Здесь кедр и дуб
В глуши стоят,
Женьшень растет года.
И тигр идёт своей тропой,
Не тронет никогда.
Воспитатель: Полетели дальше. Посмотрите вперёд.
Дети рассматривают макет степи.
Воспитатель: Эта зона похожа на тайгу? На Арктику?
Эта зона называется степью. Лето здесь длинное, сухое, солнечное. Дожди идут редко. Как вы думаете, здесь много деревьев? (Да. Нет) Давайте проверим, кто прав.
Дети подходят к столу.
Опыт.
Воспитатель: Вода в степи проливается в виде дождя и впитывается куда?
Растения пьют воду с помощью чего? Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней её будет достаточно.
В горшок с землёй выливается немного воды (дожди в степи редкие и быстро испаряются). Затем земля раскапывается лопаткой, и дети видят, что земля неглубоко пропиталась водой.
Воспитатель: Вспомните, у деревьев - какие корни? Дойдёт ли до них дождевая вода?
ВЫВОД: Деревья и кустарники в степи расти не могут, им не хватает влаги.
А у травы какой корешок? Как вы думаете, ей воды хватит?
Воспитатель: Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются. А если много травы, то много и животных.
В степи живут журавли-красавки, дрофы, степные орлы, сайгаки, степные лисицы, суслики, мыши- полёвки. У кого остались билетики - животные, давайте поселим их в степи. Благодаря травянистому покрову в степи живёт множество насекомых. А раз есть насекомые, значит, есть много птиц. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи не крупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы.
Можно встретить змей, ящериц, черепах. Вот так протекает жизнь в степи.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться. Садитесь на ковер- самолёт, а по дороге вы расскажите мне, что нового вы узнали. С какой климатической зоной познакомились?
Ребё нок: Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут - речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!