Елена Смирнова
Конспект занятия в старшей группе «Старые, старые куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка к НОД.
1.1Тема НОД «Старые, старые куклы» выбрана для знакомства детей с историей создания куклы в старину, направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры.
1.2 Цели и задачи НОД.
2. Основная часть:
2.1 Конспект проведения НОД с использованием различных методов и приёмов. Комплекная НОД включает в себя разделы: ОО «Музыка», ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Чтение художенственной литератры», ОО «Художественное творчество», ОО «Труд».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Старые, старые куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
3. Заключительная часть.
3.1 Итог НОД, какие цели и задачи удалось решить.
3.2 Рекомендации педагогам.
4. Список литературы.
Пояснительная записка
Конспект НОД «Старые, старые куклы» составлен в соответствии с задачами программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2010 г. издания №6, с учётом требований ФГОС.
НОД направлена на приобщение детей к истокам Русской народной культуры, привитие любви к Родине, знакомство с историей России.
Основная цель НОД:
познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси, научить делать тряпичную куклу.
Задачи:
Воспитывающая – воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту окружающих предметов; воспитывать нравственно – патриотические чувства, прививать любовь к Родине;
Развивающая – расширить представления об окружающем мире;
Познавательная – познакомить детей с трудом взрослых во время создания куклы, подвести к пониманию ценности народного искуства.
Поэтапное проведение НОД:
1 этап вступительный: вступительное слово воспитателя, рассказ о кукле, посещение выставки;
2 этап практический: изготовление куклы «Кувадки»;
3 этап заключительный: подведение итога НОД.
Описание условий реализации программы НОД:
Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 5 – 6 лет. Весь материал построен логически от простого к сложному, от неизвестного к новому. НОД проводиться в музыкальном зале. Зал просторный, светлый, хорошо проветренный. Зал поделё н на три части:
1 часть: расположен демонстрационный материал (куклы разных видов, ткани для изготовления кукол, картины с изображением девушек в русских народных костюмах);
2 часть: место для проведения физкультминутки под музыку;
3 часть: горница Марьюшки - место с подготовленными атрибутами для изготовления куклы «Кувадки» (кусочки ткани, ленты, ткань для закрутки).
В НОД участвуют дети 5-6 лет в колличестве 20 человек, воспитатель группы, Марьюшка (девочка из подготовительной группы). Длительность занятия соответсвует требованиям СанПина 2.4.1.3049-13 и составляет 25 минут.
Физкультминутка проводиться 2 раза, чтобы избежать утомляемости детей.
В процессе НОД используются различные методы и приё мы:
Наглядный: рассматривание кукол, картин, ткани;
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;
Продуктивный: изготовление куклы «Кувадки».
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение русской народной сказки «Матушкина куколка»;
2. Посещение этнографического музея «Русская изба» МДОУ «Тополёк» к экспозиции «Русский нардный костюм», «История русского быта»;
3. Рисование «Кукла в сарафане»;
4. Разучивание колыбельной;
5. Словарная работа: закрепление в словаре детей слов – горница, тряпичная кукла, оберег, закрутка, пеленашка.
Ожидаемый результат:
В процессе НОД дети :
1. Знакомятся с историей создания куклы,
2. У детей формируется представление о способах изготовления игрушки в старину, о значении куклы в жизни людей,
3. Дети сами изготавливают куклу «Кувадку»
Основная часть, проведение НОД:
(Дети с воспитателем входят в музыкальный зал.)
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, в прошлое кукол. Посмотрите какая красивая современная кукла, какой яркий на ней наряд. Но кукла не всегда была такая. Дети, вы хотите послушать рассказ о кукле?
Дети: Да…
Воспитатель: В старину кукол делали люди сами, делали их из подручного материала.
Дети: Из чего?
(Воспитатель подводит детей к кукле «Кувадке»)
Воспитатель: Вот кукла,сделанная из ткани, называется она «Кувадка». С древних времён тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. «Кувадка» была первой куклой в жизни ребёнка. Она считалась оберегом для ребёнка, защищала его от злых духов. Игра в куклы в старину очень поощрялась взрослыми.
Дети: А почему?
Воспитатель: Играя в куклы, ребёнок учился вести хозяйство,обретал образ семьи. Кукла считалась символом продолжения рода. Ребёнок, играя с куклой, заботился о ней, оберегал.
Дети: А какие ещё бывают куклы?
(Воспитатель показывает детям куклу «Пеленашку»)
Воспитатель: Это кукла называется «Пеленашка». Она тоже служила оберегом для малыша. Её делали в виде младенца и подкладывали малышу в колыбель. Тем самым она защищала малыша от злых духов. Куклы в старину были безликие.
Дети: Как же так?
Воспитатель: Считалось, что в такой кукле не может поселиться зло.
Дети: А это какие странные куклы?
(Воспитатель и дети подходят к куклам «12 лихорадок»)
Воспитатель: А это куклы «12 лихорадок» ,т. е. болезней. Делали их в виде 12 фигур и подвешивали на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать демонов болезней. Считалось 12 болезней: ветрея, огнея, дряхлея, глупея, глядея, ленея, немея, ледея, трясея, дремлея, желтея, авея. Каждый год эти куклы менялись на новые, а старые сжигались.
(Дети и воспитатель подходят к игровым куклам.)
Дети: А вот у этих кукол уже есть руки и ноги, и лицо видно.
Воспитатель: Это более поздние куклы, игровые крестьянские. Они уже больше похожи на современных кукол: у них выделяется голова, ручки, ножки, лицо.
Дети: Интересно, что же дальше?
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Нам пора отдохнуть.
(Проводиться физкультминутка под музыку)
- Утром дети в лес пошли (шаг с высоким подниманием ног)
- И в лесу грибы нашли (размеренное присядание)
- Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)
- По дороге растеряли (разведение рук в стороны).
Воспитатель: Как славно поиграли. А теперь мы с вами отправляемся в гости к Марьюшке.
(Воспитатель подводит детей к «горнице»)
Марьюшка: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуй Марьюшка.
Воспитатель: Дети мы пришли к Марьюшке, чтобы она нам показа как делать тряпичную куклу «Кувадку». Хотите сами сделать куклу?
Дети: Да.
(Дети рассаживаются за столы с подготовленными атрибутами)
Марьюшка: Дети, смотрите это кукла «Кувадка». Сегодня я вас научу делать такую куклу.
(Марьюшка показывает поэтапно как делать куклу)
(Дети сами делают куклу, воспитатель по необходимости помогает)
Воспитатель: Какие замечательные кулы у вас получились. Давным давно кукол делали не для продажи, а для себя. И делали с большой надеждой, любовью. Вам нравятся ваши куклы?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что мы их сами сделали.
Воспитатель: И этих кукол вы сделали для себя. В старину кукол не оставляли на улице, их не разбрасывали, их берегли. Но кукол разрешалось брать в гости.
Итог НОД:
Воспитатель: Дети, что мы сегодня узнали?
Дети: Про кукол.
Воспитатель: Историю кукол, как они возникли. А какие куклы в знаете? Какие были старые, старые куклы?
Дети: Тряпичные, безликие,из цветной ткани, их берегли.
Воспитатель: А тихими вечерами дети перед тем как ложиться спать, сначала укладывали своих кукол и пели им колыбельную песню. Давайте мы тоже с вами споём.
(Воспитатель и дети поют колыбельную)
- Баю – баюшки- баю
- Баю деточку мою
- Приди, котик, ночевать
- Мою доченьку качать.
- А как я тебе, коту
- За работу заплачу.
- Дам кусочек пирога,
- Да кувшин молока.
- Уж ты ешь, не кроши.
- Больше котик не проси.
(Воспитатель и дети уходят в группу).