Ольга Гордеева
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
• знакомить с причиной появления статического электричества;
• учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
• расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
• закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• развивать мыслительную активность, наблюдательность;
• воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага (конфетти, квадратики шерстяной ткани, мультимедийное оборудование, запись видеописьма, сюжетные картинки, ноутбук.
Активизация словаря : электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.
Формы и методы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети входят в группу с воспитателем, встают полукругом.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Я работаю в детском саду, только в другом. Он находится не далеко от вашего и называется детский сад «Ласточка». В моей группе замечательные и симпатичные дети. Недавно на одном из занятий мы познакомились с одной очень интересной темой, а вот о чём она,я думаю лучше расскажут ваши новые, будущие друзья. Заодно и познакомитесь. Я предлагаю всем вместе посмотреть видеописьмо (дети вместе с воспитателем подходят к стульчикам и столам, присаживаются, смотрят видеописьмо).
Текст письма:
Здравствуйте дети, мы ребята из старшей группы детского сада «Ласточка». Передаем вам привет и наше письмо. Мы побывали в мире необычных вещей и узнали много нового и интересного. О том, что мы узнали, предлагаем вам отгадать.
К дальним селам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это (электричество). Предлагаем вам тоже познакомиться с «волшебным» электричеством.
Воспитатель:
Улыбнитесь! Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность и смекалка. Ведь мы сегодня узнаем много нового и интересного об электричестве. Согласны?
Скажите мне пожалуйста, вы все любите сказки. Давайте с вами вместе
вспомним одну сказочную героиню:
(звучит мелодия из мультфильма «Золушка», автор И. Резник)
(презентация, слайды с изображением Золушки)
Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Всё время в трудах и заботах.
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла.
Там принца она повстречала
Но туфельку там потеряла. (Золушка).
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.
Не справиться золушке с тяжкой работой,
А на балу во дворце оказаться охота.
Никто не оценит стараний бедняжки!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Ребята, как помочь Золушке? Что поможет золушке быстрее справиться с тяжелой работой?
Дети: наши помощники – электроприборы.
(слайд – фото электроприборы)
Воспитатель:
Да, действительно, электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Вот и Золушке помогут электроприборы. А какие и как они работают,вы узнаете, отгадав загадки:
Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот, нос,
Коврик чистит (пылесос)
(слайд фото пылесос)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…. (утюг)
(слайд фото утюг)
Пыхтел, сопел
Нам песни пел
И шёлк – вскипел (электрочайник)
(слайд фото электро чайник)
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (швейная машинка)
(слайд фото швейная машинка)
Белый шкаф стоит в углу,
В нашей кухне на полу.
В нем морозно даже летом
Кто мне скажет: что же это? (холодильник)
(слайд фото холодильник)
Воспитатель:
А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель:
А откуда берется электричество?
(слайд фото электростанции)
Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.
Золушка справилась со всеми поручениями злобной мачехи и отправилась на бал. Ребята, давайте вместе с вами потанцуем.
(звучит песня Добрый жук» из кинофильма «Золушка», автор Е. Шварц)
Воспитатель:
Знаете ребята, а ведь не всегда электроприборы были такие, какими вы привыкли видеть их каждый день. Давайте с вами поиграем в игру
"Что есть, что было" .Я буду вам показывать рисунки, а вы назовите предмет, который заменял его в прошлом.
(дети на слайдах видят современный электроприбор и называют, предмет, какой заменял его в прошлом).
Настольная лампа- свеча
Пылесос - веник
Электроплита – очаг (костер)
Стиральная машина- корыто
Вентилятор- веер.
Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы.
А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. (дети подходят к воспитателю.
Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза, сосчитать до десяти и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка).
Воспитатель:
Вот мы и в волшебной стране!
Экспериментальная деятельность.
1 опыт «Волшебный шарик»
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену.
Дети пытаются это сделать.
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" электричество.
2 опыт. «Волшебники»
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3 опыт. «Неопасное электричество»
У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.
- В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глазки, представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
Беседа о безопасном обращении с электричеством.
Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя»
Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.
• Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы,
особенно электрические предметы. (нельзя) .
• Включать настольную лампу. (можно)
• Касаться руками оголенных проводов. (нельзя)
• Включать электрочайник. (можно)
• Прикасаться к включенным электропроводам мокрыми руками. (нельзя)
• Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (нельзя)
• Пользоваться неисправными приборами. (нельзя)
• Включать свет в квартире. (можно)
• Вставлять много приборов в одну розетку. (нельзя)
• Включать самостоятельно электроплиту. (нельзя)
Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились на занятии (с электричеством)
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
Молодцы ребята. Вы сегодня были очень внимательны. Мои ребята передают вам подарок-сюрприз.
(вручение подарка-сюрприза ребятам и воспитателю).