Горбунова Татьяна
«Жаворонки». Конспект занятия в старшей группе
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО - ОРГАНИЗОВАННОЙ
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
«Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте.»
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка…. 3
II. Конспект образовательной культурной практики:…. 4
1) организационно-методическая информация…. 4
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей….
7
3) дальнейшая разработка темы…. 10
III. Список литературы…. 11
Пояснительная записка
Публикация «„Жаворонки“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Само реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор- считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
I. Организационная информация Примечание
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Вид деятельности детей Коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая деятельность, продуктивная, изобразительная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности ««Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте».»
2 Методы и приемы реализации содержания занятия Словесный : беседа, использование словесно-художественного образа, пояснения, художественное слово, вопросы, напоминания.
Наглядный: визуализация с помощью картинок (показ, рассматривание)
Игровой: (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эврический метод (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения).
3. Возрастная группа : старшая группа
4. Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
5. Задачи:
5.1 Образовательные
Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщать знания о перелетных птицах. Ознакомить детей с очередным видом обрядной выпечки «жаворонки», история его происхождения.
5. 2 Развивающие:
Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Развивать мелкую моторику рук и кистей.
5. 3 Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от использованных знаний, радоваться результатам. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
6. Планируемые результаты
6.1 Выражает интерес к культурным традициям народа.
6.2 Принимает участие в процессе выполнения работы, охотно сотрудничает с другими детьми и взрослыми.
6.3 Способен решать, адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи.
7 Организация среды для проведения занятий Демонстрационный материал: картинки с изображением перелетных птиц, ноутбук с записями народных мелодий, «трель жаворонка».
Раздаточный материал: фартучки, налокотники, слоеное тесто, доски, стеки, салфетки, вода.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии, в режимные моменты Чтение, заучивание стихов, закличек, пословиц о весне, птицах, чтение художественных произведений (С. Вангели «Подснежник», М. Горький «Воробьишко», К. Жуковский «Жаворонок»).
Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по предметной и сюжетной картинкам, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи».
Художественно – эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация по теме «Весна».
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц, П. И. Чайковский «Песнь жаворонка».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Веселое, радостное) Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).
Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнышку и всем, всем на свете.
(Дети посылают улыбки друг другу, солнышку)
1.2 Мотивация деятельности детей А, как вы думаете, почему Солнышко сегодня такое яркое? (Потому что наступила весна). Правильно. Зима закончилась, на календаре весна, но на улице еще холодно и в любой момент может пойти снег. Не хочет зима уступать весне дорогу. А ведь всем уже хочется тепла и солнечных дней.
- А вам ребята хочется, чтобы весна-красна быстрее вступила в свои права?
1.3 Целеполагание Ребята, а вы знаете, что на Руси чтобы ускорить приход весны, ее не только встречали, ее «зазывали». Хотите узнать, как по русским народным традициям весну встречали? .
II Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Раньше люди думали, что весна сама не придет, ее нужно пригласить, позвать. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками. Настоящий праздник устраивали! Пели, плясали, играли в разные игры, водили хороводы. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну:
«Весна, весна-красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».
разучивание по мнемотаблице
2.2 Добывание нового знания Издавна люди верили, что птицы точно знают, когда наступят теплые дни. Поэтому за прилетом птиц следили очень внимательно и встречали их радостно, торжественно. На Руси существовал особый праздник встречи и закликания весны, назывался он по-разному «Жаворонки», «Сороки», «Заклички Весны». Старые люди говорили, что на Сороки, день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были и народные приметы. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Отмечался этот праздник 22 марта. Считалось, что в этот день с юга прилетают сорок видов разных птиц, открывая дорогу долгожданной весне.
А вы знаете какие птицы прилетают, сможете отгадать как их зовут?
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает. (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали. (Соловей)
А как мы назовем их одним словом?А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?.
И вот ранним утром донесется трель «-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их его певцами весны.
Послушайте голос жаворонка.
Какой голос (звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.).
- Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках».Запомните, какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка, жаворонки, улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
-Молодцы, жаворонки, не потерялись. Проходите на стульчики, я продолжу свои рассказ о народном празднике. Ребята, помните, мы с вами говорили, что на Масленицу пекут блины; на Рождество, пироги, крендельки; на Пасху, куличи? Так вот вся эта праздничная выпечка называется «обрядная выпечка». Давайте повторим вместе.
-Вот и 22 марта все хозяйки вместе со своими детьми выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы.
Давайте поиграем в игру «Испеки жаворонка» Из чего готовят тесто для выпечки жаворонков? (Перед детьми картинки продуктов.) Вам нужно выбрать те продукты, которые необходимы для выпечки. - Молодцы! Вы правильно выбрали продукты, для выпечки жаворонков, которые лежат у нас на столе. Только нужно нам их украсить, только перед работой сделаем пальчиковую гимнастику.
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет!
Прежде чем приступить к работе, вспомните, что нужно сделать (надеть фартуки и нарукавники)
Что бы украсить жаворонков вам, необходимо взять кондитерский мешок, наполненный сахарной глазурью. Можно украсить вот так или придумать свой рисунок. (Работа детей)
Молодцы ребята, вы все справились. Какие у вас замечательные птицы - жаворонки получились.
Просмотр Чайковский «Март песня жаворонка»
Воспитателькладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий, красный на пол.
на столе лежат картинки
Дети выбирают и прекрепляют: мука, сахар, соль, молоко, яйца, изюм.
Дети одевают
На столах лежат заготовки жаворонков Выполняют по музыку.
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали. - Что вам понравилось в нашей встрече? -Что вам показалось трудным? - Кого мы приглашали закличками? -Понравилось ли вам играть? В какие игры мы с вами играли? Какие игры вам понравились и запомнились больше?
У меня для вас есть еще жаворонки. Ребята, если вам сегодня на занятии все понравилось, прикрепите своих жаворонков к солнышку. Если вам было сложно или что-то не понятно, прикрепите своих жаворонков к гнездышку.
Вы все хорошо сегодня потрудились. Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.
Дети делятся своими впечатлениями
IV Дальнейшая разработка темы
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1. 1 Художественно-творческая деятельность Рисование: «Жаворонка». В детском саду
В семье
1.2 Чтение художественной литературы Чтение стихов, разучивание пословиц и поговорок о весне В детском саду
В семье
1.3 Двигательная деятельность Выполнение упражнений на согласование слова с движением, разучивание русской народной игры «Золотые ворота» В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам раскраска «Перелетные птица», рассматривание альбома: «Весенние цветы», «Перелетные птицы», конкурс рисунов «Весна» В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога разучивание заклички «Жаворонушки» В детском саду
Использованная литература:
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2012.
• Г. А. Айдашева. Русские обряды. Весна М., 2004
• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : «Издательство Скрипторей 2003»
• О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» М., 2004
• Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. – сост. Л. Г. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др., 2010.