Рауза Тахташева
Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»
Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный интерес.
Материал: переднички, халатики, кукла Незнайка, стекло, свечки, вода, глобус, разные виды почв, различные ёмкости, пипетка, семена овса.
Предварительная работа: беседа с детьми о почве, рассматривание иллюстраций с изображений различных почв, проведение опытов.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Из чего состоит почва?“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Дети помогают воспитателю расставить всё для занятия : воду, почву, почву, глобус и т. д. Входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте! А что вы делаете?
Дети: Мы хотим узнать, из чего состоит почва, поэтому решили провести опыты.
Незнайка: Знаю, знаю, почва – это земля, она такая круглая (показывает на глобус).
Дети: Нет, Незнайка, вот посмотри и послушай вместе с нами.
Воспитатель: Ребята, напомню вам и Незнайке о различии слов «земля» и «почва». Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний слой земной коры. Давайте вспомним, какие компоненты входят в почву?
Дети: Вода, воздух.
Воспитатель: Правильно. В почве есть вода и воздух. А чтобы почва была хорошей, в неё добавляют перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных. Если долго нагревать почву, то вскоре появится неприятный запах. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: В почве, кроме воды и воздуха есть перегной.
Воспитатель: Из чего ещё состоит почва? Оказывается, в почве есть песок и глина. Давайте проделаем опыт.
Прокалим почву до серого цвета. Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву пометим в стакан с водой и перемешаем. На дно стакана сел песок, а сверху слой глины. Какой вывод мы сделаем?
Незнайка: Как интересно! В почве есть песок и глина.
Воспитатель: И не только…ещё в почве присутствуют соли.
Незнайка: Знаю - знаю, которую добавляют, когда готовят еду.
Воспитатель: Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проделаем опыт. Насыпем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмём несколько капель воды из этого стакана, поместим на стекло и нагреем. При нагревании, вода испаряется, а на стекле остаётся белый налёт. Это и есть соли, которые были в почве. Какой вывод можем сделать?
Дети: В почве есть соли, которые растворяются в воде.
Воспитатель: Итак, ребята, какой общий вывод мы можем сделать?
Дети: Почва состоит из воды, воздуха, перегноя, песка глины и соли.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать почву?
Дети: Плодородная.
Воспитатель: Правильно. А завтра мы посадим с вами овёс в разные почвы : плодородную, песчаную, глинистую. И понаблюдаем, как станут расти растения.
Незнайка: Спасибо вам, я так много узнал о почве. Я со своими друзьями тоже посажу овёс, и будем наблюдать. До свидания, ребята!