Приложение МААМ

Конспект занятия «День словаря» в подготовительной группе

Людмила Бердина
Конспект занятия «День словаря» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа : Подготовительная

Тема занятия : «День словаря»

Цель: Создать условия для знакомства с разными видами словарей, их назначением, с великим русским писателем В. И. Далем.

Задачи:

Образовательная:

- Расширять кругозор детей через формирование

представлений о роли словарей.

Публикация «Конспект занятия „День словаря“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- уточнение и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о русском языке.

Развивающая:

-Способствовать становлению познавательных процессов: мышления, памяти, воображения;

- обогащать и активизировать словарный запас детей.

- Продолжать формировать умение подбирать антонимы к словам.

- Развивать умение правильно формулировать свои мысли, давать полные ответы

Воспитательная:

- Воспитывать чувство гордости за русского писателя В. И. Даля, создавшего толковый словарь.

- Любознательность, внимательность, целеустремленность.

Воспитывать любовь к книге.

Методы и приемы:

Словесный - беседа, художественное слово, речевое упражнение «Баржа», рассказ ребенка

Наглядный– рассматривание портрета, словарей, просмотр видеоролика.

Практический- изготовление словаря

Оздоровительный –физминутка

Игровой: сюрпризный момент, игровые упражнения: «Продолжи пословицу», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот»

Словарная работа : В И Даль, словарь антонимов, словарь синонимов, словарь иностранных слов, орфографический словарь, толковый словарь, баржа, антонимы.

Предварительная работа: рассматривание словарей, д/и «Продолжи пословицу», «На баржу грузили», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», загадывание загадок, беседа о словарях, работа с пословицами.

Материал: Карточки «Как правильно обращаться с книгой», мольберт, словари, ТСО, портрет Даля, картинка баржи, картинка памятника, картинка словаря, мяч, карточки к д /и «Четвертый лишний», заготовка словаря, цветные карандаши, фломастеры.

Ребята, встаем в круг и повторяем за мной

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.)

Доброе утро, ушки! Вы проснулись (Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки! Вы проснулись (Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.)

Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Погладить ножки, постучать пальцами по коленям)

Доброе утро, дети! Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

(сели)

Ребята, я знаю, что вы любознательные и очень любите книги. А еще я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Любите? Тогда послушайте и отгадайте, мою загадку:

Есть листок, есть корешок

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

(Книга)

Правильно, ребята, это книга.

А вы любите книги? Какие? (дети называют любимые книги).

А кто вам чаще всего читает книги?

А нужно ли беречь книги? Почему (дети отвечают)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с книгами, чтобы они всегда нас радовали?

(Дети по желанию выходят к мольберту и при помощи картинок рассказывают правила обращения с книгами).

А теперь я хочу узнать,знаете ли вы пословицы о книгах?

Игра «Продолжи пословицу»

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

С книгой жить – век не тужить.

Хорошая книга – лучший друг.

Будешь книги читать — будешь все знать.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Молодцы ребята, знаете вы пословицы!

Ребята, у меня есть еще загадка для вас:

Если непонятно слово

Как писать его не знаю

И нет выхода иного-

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво.

Что за книга? Вот уж диво.

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот (Словарь).

Что же такое словарь? (Ответы детей)

- Словарь – это сборник слов (в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. Словарь-собрание слов в алфавитном порядке

Словари бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, для взрослых и детей, по математики, истории, медицины и техники. В словарях слова расположены в алфавитном порядке.

Ребята, мы неслучайно завели сегодня свой разговор о словарях.

Хочу вам сказать, что 22 ноября праздник – День словарей.

Он отмечается в нашей стране в день рождения Владимира Ивановича Даля, именно он впервые стал собирать слова и создавать словарь.

22 ноября во всех библиотеках, музеях, книжных магазинах проводится «День словарей».

Показ портрета Даля (на телевизоре)

(А сейчас Милана расскажет о В. И. Дале)

В. И. Даль много ездил по русской земле и везде, где он был, собирал слова, полную информацию о них, о пословицах, поговорках, песнях, сказках, загадках. Общаясь с простыми людьми, Даль записывал рассказы, слова, выражения, которые связаны с трудом, горем, праздниками простых людей. А потом всю эту информацию он поместил в толковом словаре живого великорусского языка. Над созданием словаря Даль работал 47 лет.

(показ словаря)

(Рассказывает воспитатель) (Показ видеоролика)

Ребята, а в городе Оренбурге, где Владимир Иванович Даль работал восемь, лет открыли памятник толковому словарю. На трехногом круглом столике стоят тома трех словарей Даля (второй, третий, четвертый). Хочется протянуть руку, открыть словарь, полистать страницы великой книги. Рядом овальный портрет Владимира Ивановича Даля. На столе - рабочая обстановка – чернильница с гусиным пером, свеча тускло освещает свернутый лист бумаги, на котором автор делает пометки. В центре лежит еще один том.

Итак, кто создал самый первый словарь) (Ответы детей)

Физминутка

«Книга»

Открывай скорее книжку! (Развести руки в стороны)

В книжке мошка, мышка, мишка, (По тексту)

В книжке мячик круглый бок, (Показ мяча)

Вверх, вниз, прыг, скок. (Прыгаем)

В книжке зонт, открой и пой, (Поднять руки вверх над головой)

Дождик льёт, а ты сухой! (Присели)

(стоим)

- Какие можно встретить Словари? (Ответы детей)

Посмотрите на нашу выставку, она подскажет:

- словарь антонимов

- словарь синонимов

- словарь иностранных слов

- орфографический словарь

- толковый словарь

- профессиональные словари

- этимологический словарь

- энциклопедии

- Кто создал 1 словарь? (Даль)

(Стоим)

- Скажите, пожалуйста, а что такое "баржа"? (Ответы детей)

- Где можно узнать значение незнакомого нам слова или выражения? (найти в словаре,.)Ищем в словаре

- Ба ржа - плоскодонное грузовое судно, которое используется для перевозки грузов по воде. Иногда баржами называют также тихоходные грузовые суда с упрощёнными обводами. Как правило, слово "баржа" обозначает судно без двигателя; для перемещения баржи используют буксир. (показ на экране) (сажем вместе слово баржа)

- Теперь встаём в круг и поиграем в игру "На баржу грузили". Воспитатель бросает мяч,а дети называют всё, что можно грузить на баржу и что начинается на звук С (можно выбрать любой звук). (Стол, слон, сосиски, самолёт, словари, снег, сок,.).

(Сели)

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, я хочу поиграть еще в игру.

На столе карточки с четырьмя предметами. Вам нужно назвать лишний предмет и сказать почему он лишний. (дети берут карточки и по очереди называют)

Например: яблоко, груши, апельсин -это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.)

Овощи- фрукты.

Ананас, груша, яблоко, кабачок

Учебные вещи – игрушки.

Портфель, пенал, тетрадь, кукла

Головные уборы – обувь

Сандалии, тапки, кроссовки, шляпа

После того как дети исключают лишнее слово, предложить объяснить его значение.

Ребята, а как называется словарь,в котором описывается значение (толкование) слов?

Дети отвечают : Толковый словарь (Скажем все вместе)

Ребята, хотите еще поиграть? Тогда предлагаю встать и поиграть в игру : «Скажи наоборот» (берем мяч и по очереди бросаем)

Ну-ка, дети, не зевайте!

Слово быстро изменяйте!

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Днём светло, а ночью…

Друзья иногда ссорятся, но легко

Сначала гостей встречают, а потом…

Ребята, слова с противоположным значением называются – антонимы (скажем вместе). А как вы думаете, как может называться словарь с такими словами? (Словарь антонимов).(Скажем вместе)

Молодцы ребята, правильно.

Кто из вас помнит какие еще словари бывают? ( дети называют: словарь синонимов, иностранных слов, толковый словарь, орфографический).

(стоим)

Ребята, из чего состоит словарь (Обложка, листы)

Я вам предлагаю заготовку словаря, но она не красочная. У нее нет обложки, вам нужно нарисовать ее. Занимайте свои рабочие места и приступайте к делу (Дети сели за столы и рисуют обложку. На экране картинка словаря)

Ребята, этот словарь я вам дарю. Теперь у вас будет свой словарь. Что можно в нем писать?

Что мы делали на занятии?

Что больше всего вам понравилось?

Кто первый создатель словаря?

Публикации по теме:

Конспект ОД по активизации словаря по теме «Игрушки» в младшей группе «Зайчик в гостях у Мишки» Интегрированное занятие в младшей группе «Зайчик в гостях у Мишки»Цель:Активизация словаря. Задачи:Образовательные : Уточнить и активизировать.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе. Аннотация: Предложенный материал является методической разработкой.

Конспект занятия «День домашних животных» в подготовительной группеКонспект занятия «День домашних животных» в подготовительной группе Цель: формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия. Задачи: Обучающие - ознакомление с историей.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «День рождения Чебурашки» Цель: ознакомление с составом числа и цифрой 7 Задачи: Образовательная: закрепить навык порядкового счёта, учить образовывать число 7 из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «День словаря» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 августа 2024 в 15:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «День словаря» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бердина (УИ 1734514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД