ольга потакуева
Патриотическое воспитание детей. Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему :
«Сказочно - былинный жанр в литературе и в живописи»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей нашей России, с её настоящими и былинными героями. Раскрыть героический характер русского народа через изучение русских былин и сказок. Познакомить с творчеством русских художников В. М. Васнецова и К. Васильева. Воспитывать патриотические чувства у детей, формировать творческие способности, умение реализовывать свои замыслы.
Публикация «Патриотическое воспитание детей, Конспект занятия в подготовительной группе „Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Материал:
Предварительная работа:
• Чтение русских былин и сказок
• Рассматривание иллюстраций к книгам, изображением русских воинов
• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», составление описательных рассказов о воинах
• Д\и «Собери богатыря в поход»
• Работа в тетрадях «История России»
• Просмотр м\ф «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич», «Василиса Микулишна»
• Рисование героев русских сказок
• Д\и «Народные и авторские сказки»
Ход занятия:
- Ребята, вы любите сказки? Почему? (в них есть волшебство, злые и добрые герои, приключения и т. д.)
- А как вы думаете, кто придумывает сказки? (авторы-писатели, простой народ)
- Мы говорим с вами «передается сказка из уст в уста» т. е. от одного человека к другому.
Воспитатель предлагает детям сесть и обратить свое внимание на картину «Боги Славян» из альбома «История России».
- Почему же зародилась сказка?
Очень давно, много сотен лет назад русских людей называли славянами (росами, русичами, а территорию России – Русью. Люди не верили в одного бога, а верили во множество богов, славяне верили, что весь мир состоит из трех миров: верхнего (небесного, где жили только боги, среднего (земного, где жили разные духи и сами люди, низшего (подземного, где обитали самые страшные и злые существа.
Люди никак не могли по другому объяснить: почему идет дождь, почему сдохла корова или заболела сестра.
Для того, чтобы в жизни складывалось все удачно люди придумали себе богов и духов. Духи жили рядом с человеком, и дома, и в лесу, и в реке. Одни были добрые, другие злые или пакостливые, шаловливые. Я думаю, что многих духов вы можете мне назвать.
- Игра «Вспомни и расскажи что-нибудь о своем духе» - дети по карточкам с изображением сказочных духов и героев рассказывают о них.
- Постепенно человек стал понимать, что многое зависит от него самого, от его характера и его труда. На Руси было принято Крещение, и люди стали верить в одного Бога. Но страх перед природой заставлял верить людей в домовых, русалок, водяных и люди стали сочинять про них сказки, придумывать волшебные истории.
- Вместе со сказками сочинялись и слагались в песни былины. Они никем не записывались, а так же передавались гуслярами, баянами народу их уст в уста (просмотр видеосюжета «Песня баяна»).
Слово «былина» происходит от слова «быль», т. е., что было на самом деле (воспитатель обращает внимание детей на выставку книг)
- Посмотрите внимательно на книги, иллюстрации в книжном уголке и скажите каких героев – богатырей вы здесь узнаёте (дети по иллюстрации из книг называют быллиных героев, варианты ответов: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Василиса Микулишна, Никита Кожемяка).
- Молодцы, ребята! Быстро определили героев и в этом нам помогли художники - иллюстраторы. А самым первым и принанным мастером сказочно – былинного жанра был и остается великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Именно он стал рисовать на своих полотнах героев русских народных сказок и былин. Давайте рассмотрим некоторые из них (воспитатель предлагает детям рассмотреть картины Васнецова и вспомнить сказки, былины). Продолжателем мастерства Васнецова стал другой художник Константин Васильев, он создал целый цикл картин на тему «Русь былинная» (воспитатель рассматривает открытки, картины этого художника и называет былины).
- Посмотрите, как живо и выразительно представлены герои былин и сказок на картинах этих великих художниках. Но ведь и художники должны опираться на точные, достоверные факты. Они должны знать, как одевались богатыри, какое оружие у них было. А в этом им и нам помогают настоящие учёные – историки и археологи.
Удалось даже подтвердить археологическими раскопками, сто богатырские заставы действительно существовали. Это были мощные земляные укрепления с частоколом на верху. На таких заставах располагались дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному нападению. Из земли к нам попали остатки одежды и оружия русского воина.
- Давайте попытаемся назвать эти предметы одежды и оружия. Мы называем слово и добавляем к нему постоянный эпитет, часто встречающий в былинах:
Меч – кладенец
Стрела – калёная
Лук – тугой
Тетива – шелковая
Плеточка – шелковая
Латы – кольчужные
Кольчуга – богатырская
Палица – булатная
Доспехи – ратные
Конь – буланый
Копье – длинное, острое
( педагог обращает внимание на костюм русского воина: шлем –кольчуга – плащ – меч – щит, рассматривают его)
- Ребята, как называлась защитная рубаха из металлических колец? (кольчуга)
- А из металлических пластин? (латы)
- Как назывался головной убор русского витязя, сделанный из металла, кожи и украшенный камнями? (шлем)
-Для чего служил воину плащ? (для укрытия от непогоды, для тепла)
- Из какого материала обычно делались щиты? (из коры деревьев, из дерева, кожи, обивали металлом)
(Педагог предлагает поработать с одеждой воинов разных эпох. Дети из предложенных картинок выбирают изображения воина богатыря, солдата царской армии и современного солдата нашей Российской армии. Картинки распределяются на «Реке – времени» древность – старина – наше время.
Видео - загадки
- А сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете русские былины (детям предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и узнать богатырей)
Варианты:
1. Алеша Попович и Тугарин Змей
2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч
3. Илья Муромец и Соловей Разбойник
4. Илья Муромец и Идолище Поганое
5. Святогор
6. Садко
7. Василиса Микулишна
- Посмотрите, как много нечисти нападало на русскую землю: это и Змей Горыныч и Тугарин Змей, Соловей Разбойник, Калин – царь.
- Как вы думаете, кого олицетворяли с этими героями?
- На Русь всегда нападали иноземцы, хотели захватить наши земли и превратить росичей в рабов. Так было и в 1242 году. На Русь напали шведские и немецкие рыцари, но русские войска одержали победу, победив врагов хитростью. Войска под предводительством князя Александра Невского заманили тяжелых рыцарей на замершее озеро, и те провалились в воду и утонули.
С тех пор Александр Невский стал одним из самых почитаемых героев в России.
- Можно ли Александра Невского назвать богатырем? (ответы детей)
- Александр Невский сказал после победы : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Нам чужой земли не надо, но и своей земли мы не отдадим»
- Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)
- Мы сегодня много говорили о подвиге русского народа, о сказочно – былинном жанре. Сейчас я предлагаю вам всем составить коллаж
«Сказочно – былинный жанр» - что я узнал сегодня.
Каждый выбирает из предложенных картинок ту. Которая по его мнению подходит к нашей сегодняшней теме и объясняет свой выбор (дети совместно с педагогом создают коллективную работу – коллаж).
В конце занятия отметить активных детей, коллективное творчество. Предложить рассмотреть коллаж.