Папки-передвижки

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным костюмом»

Григорьева Виктория Сергеевна
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство с русским народным костюмом»

Программные задачи:

- Познакомить детей с историей русского народного костюма, с особенностями его внешнего вида, значении вышивки, узора.

- Приобщать к духовной культуре на основе использования фольклора.

- Объяснить детям значение слов кокошник, понева, передник, душегрея, телогрея, зипун, косоворотка.

- Развивать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Публикация «Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах

- Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук, аккуратность.

- Создавать условия для возникновения чувства патриотизма, любви к Родине, понимания и уважения культуры славянских народов.

Содержание организованной деятельности.

1. Вводное слово.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

Сегодня я расскажу вам об истории славянской мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину.

Рассказ про одежду

Во все времена.

Про то, как менялась

С веками она.

Как нынче нужна,

Как важна была прежде…

Итак, начнем

Рассказ про одежду.

А что бы вам было ближе все то, о чём мы будем сегодня говорить, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие… А отправимся мы с вами в давно прошедшее время – в русскую избу и посмотрим, как же люди жили, как одевались.

(переходим в Русскую избу)

2. Рассказ воспитателя.

Мы стоим на пороге избы. Прежде чем войти, что полагалось сделать? (постучать, попросить разрешения войти, поздороваться с хозяевами)

Давайте осмотримся, что вы видите? Это обычные для нас вещи? (нет, вещи старинные)

Время было другое, вещи другие… а как люди одевались? Одежда была такая же, как сейчас? (Нет, одежда была другой)

А где одежду хранили? Посмотрите вокруг, где может храниться одежда? (В сундуке) А давайте его откроем…

Одежда представляла собой большую ценность, её не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Праздничный наряд переходил от родителей к детям. Праздничную одежду хранили в сундуке.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Её одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском.

Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и чаще предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Поневный комплект считается более древним по сравнению с сарафановым комплектом. Сарафановый комплект носили на Руси в будни и праздники. Изготавливали сарафаны из холста, домотканого сукна. Украшали вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой. В праздничный сарафановый наряд входили и так называемые душегреи – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. Вот так одевались женщины на Руси. Особое внимание уделялось головному убору. У девичьего головного убора была открытая макушка, женщина же полностью закрывала волосы.

В древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить хоровод. Вот и мы сейчас отдохнем.

«Делу время, а потехе час».

Хоровод «Во поле березонька стояла» (змейкой)

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла.

Не кому березу заломати,

Не кому кудряву заломати.

Люли, люли заломати.

Я пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли заломаю.

Мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой.

Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Зимняя одежда имела большое значение, особенно одежда из овчины. Полушубки и тулупы шили мехом вовнутрь. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом.

Таким образом, штаны, рубаха, шуба – вот весь основной мужской гардероб наших предков.

Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила пояса украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

Отличия в одежде имели жители каждой губернии, села и каждой деревеньки. В каждой местности был свой узор на одежде.

Основным видом обуви были лапти. (Рассмотрим лапти)

Лапти – обувь не простая. Были лапти будничные и праздничные. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались – чуни.

А сейчас мы поиграем в игру «назови ласково» (юбка – юбочка, рубаха – рубашечка, рукава – рукавчики).

3. Раскрашивание: «Украшение сарафана» (сделать упор на узор, закрепить название одежды)

Обратите внимание на узоры. Как вы думаете, что он (узор) может рассказать нам о человеке? Какие цвета использовались в одежде и вышивке на ней?

Отметить наиболее удачные работы.

Ну что ж, погостили – пора и честь знать! (возвращаемся)

1. Итог.

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Конспект занятия «Знакомство с татарским национальным костюмом»Конспект занятия «Знакомство с татарским национальным костюмом» Цель: Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма, расширяя и углубляя знания детей о нашей многонациональной Родине.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для расширения представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении, учить различать комнатные растения.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возрастаЗнакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста Знакомство детей средней группы с Гжелью началось с просмотра демонстрационного материала,иллюстраций,небольшой беседы и чтения стихов.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Знакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЗнакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - познакомить детей с клевером; - рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 17 августа 2023 в 17:41
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным костюмом»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Виктория Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД