Григорьева Виктория Сергеевна
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русским народным костюмом»
Программные задачи:
- Познакомить детей с историей русского народного костюма, с особенностями его внешнего вида, значении вышивки, узора.
- Приобщать к духовной культуре на основе использования фольклора.
- Объяснить детям значение слов кокошник, понева, передник, душегрея, телогрея, зипун, косоворотка.
- Развивать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
- Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук, аккуратность.
- Создавать условия для возникновения чувства патриотизма, любви к Родине, понимания и уважения культуры славянских народов.
Содержание организованной деятельности.
1. Вводное слово.
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
Сегодня я расскажу вам об истории славянской мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину.
Рассказ про одежду
Во все времена.
Про то, как менялась
С веками она.
Как нынче нужна,
Как важна была прежде…
Итак, начнем
Рассказ про одежду.
А что бы вам было ближе все то, о чём мы будем сегодня говорить, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие… А отправимся мы с вами в давно прошедшее время – в русскую избу и посмотрим, как же люди жили, как одевались.
(переходим в Русскую избу)
2. Рассказ воспитателя.
Мы стоим на пороге избы. Прежде чем войти, что полагалось сделать? (постучать, попросить разрешения войти, поздороваться с хозяевами)
Давайте осмотримся, что вы видите? Это обычные для нас вещи? (нет, вещи старинные)
Время было другое, вещи другие… а как люди одевались? Одежда была такая же, как сейчас? (Нет, одежда была другой)
А где одежду хранили? Посмотрите вокруг, где может храниться одежда? (В сундуке) А давайте его откроем…
Одежда представляла собой большую ценность, её не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.
Праздничный наряд переходил от родителей к детям. Праздничную одежду хранили в сундуке.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Её одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском.
Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и чаще предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Поневный комплект считается более древним по сравнению с сарафановым комплектом. Сарафановый комплект носили на Руси в будни и праздники. Изготавливали сарафаны из холста, домотканого сукна. Украшали вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой. В праздничный сарафановый наряд входили и так называемые душегреи – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. Вот так одевались женщины на Руси. Особое внимание уделялось головному убору. У девичьего головного убора была открытая макушка, женщина же полностью закрывала волосы.
В древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить хоровод. Вот и мы сейчас отдохнем.
«Делу время, а потехе час».
Хоровод «Во поле березонька стояла» (змейкой)
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла.
Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
Мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой.
Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.
Зимняя одежда имела большое значение, особенно одежда из овчины. Полушубки и тулупы шили мехом вовнутрь. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом.
Таким образом, штаны, рубаха, шуба – вот весь основной мужской гардероб наших предков.
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила пояса украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.
Отличия в одежде имели жители каждой губернии, села и каждой деревеньки. В каждой местности был свой узор на одежде.
Основным видом обуви были лапти. (Рассмотрим лапти)
Лапти – обувь не простая. Были лапти будничные и праздничные. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались – чуни.
А сейчас мы поиграем в игру «назови ласково» (юбка – юбочка, рубаха – рубашечка, рукава – рукавчики).
3. Раскрашивание: «Украшение сарафана» (сделать упор на узор, закрепить название одежды)
Обратите внимание на узоры. Как вы думаете, что он (узор) может рассказать нам о человеке? Какие цвета использовались в одежде и вышивке на ней?
Отметить наиболее удачные работы.
Ну что ж, погостили – пора и честь знать! (возвращаемся)
1. Итог.
О чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового узнали?