Вероника Чернова
Конспект ОД «Развитие произносительной речи. Упражнения по развитию подвижности артикуляционной моторики» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие активной речи детей.
Ход занятия
I. Подражательные упражнения «Обезьянки».
Воспитатель.
Сегодня поиграем, будем обезьянками.
Берем себя за ушки,
Прочищаем ушки.
Язычок покажем
И стишок расскажем.
Есть у Васеньки усы,
На усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Давайте попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
Публикация «Конспект ОД „Развитие произносительной речи, Упражнения по развитию подвижности артикуляционной моторики“ в средней группе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
После упражнения дети с воспитателем произносят : «Ух! Ух! Ох! Ох! Ах! Ах!».
II. Игры.
• Игра «Волчок».
- Кто был из вас в лесу?
- Что там видели? (Деревья, птиц.)
Включить запись с голосом волка.
- Как вы думаете, кто поет-воет? (Волк.)
Сейчас мы ему поможем. Вытянем губы вперед и произнесем звук «у-у-у-у».
Ах, ты, волчик-волчок,
Серый бочок.
По лесу гуляешь,
Пищу добываешь.
Показ на таблице изображения волка.
• Игра «Котенок».
Воспитатель.
Котя-котик-коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Наших деток качать.
Чтобы котя к нам быстро пришел, надо его угостить молочком.
Представим, что мы котята. Будем лакать молочко, как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
• Игра «Лошадка».
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
А теперь садимся на лошадку, наш язычок прищелкивает, как будто цокают копытца.
Это подготовка для артикуляции звука [р].
• Игра «Закроем - откроем домик»
Рот закрылся,
Рот открылся.
Зубы белые видны.
Дети смыкают и размыкают обнаженные зубы. Упражнение для артикуляции звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч’], [щ’].
III. Голосодыхательные упражнения. Игры для развития дыхания.
1. Представим, что у нас одуванчик. Дуем на него (можно на пушинку, на бумажку). Губы округлены и слегка вытянуты вперед.
2. Наполняем таз водой, будем дуть на легкие предметы (например, на кораблик).
3. Пускаем мыльные пузыри. Ах! Какие они красивые! А еще наш ротик «делает» ветер. Дуем на шарики из пенопласта.
4. Соревнуемся с папой, кто скорее надует воздушный шар. Можно свечу задуть.
5. Протяжно произносим гласные звуки. Произносим сочетания гласных звуков.
Мы в лесу. Образуем хоровод, приговариваем:
Мы в лес пойдем,
Грибов наберем,
Папу громко позовем:
«Ау, ау, ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается
Тихо: «Ау, ау, ау».
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу:
«Ау! Ау! Ау!»
IV. Упражнения в произнесении звуков [т|, [д], [г], [к], [х].
Нужным и целесообразным «обучением» являются речевые игры - подражание голосам животных.
Потешки, песенки, прибаутки незаменимы в этом деле, ребенок познает тонкости русского языка.
Звуки [т-д]
Та-та-та - горячая плита,
Да-да-да - на улице вода,
Ту-ту-ту - пол я подмету,
Ду-ду-ду - я домой иду,
Ты-ты-ты - зеленые кусты,
Ды-ды-ды - в реке много воды.
Звуки [к-г-х]
Гуси, гуси,
Га-га-га.
Пить хотите?
Да-да-да!
Гуси, гуси!
Вот вода,
Га, га, га!
Га, га, га!
Ночь пришла,
Темноту принесла.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Спать настала пора.
Спи, сынок, до утра.
V. Упражнения в произношении всех групп звуков.
КОТИК
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Дети проговаривают стихотворение и рисуют котика.
ЗАЙЧИК
Жил-был зайчик -
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке,
Отморозил лапки,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Злого волка нет.
И дают морковку
Детям на обед.
ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья!
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
А в песенке поется
О том, как мы живем.
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
С. Михалков
Дети выразительно проговаривают текст «Песенки друзей». Затем в сопровождении музыки исполняют эту песенку хором.
Песенку можно инсценировать. Это вызывает интерес к речи, к театру. Дети стараются выразительно говорить.
VI. Итоги занятия.