Ирина Гавриленко
Конспект занятия «Профессия портной»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия портной
Программное содержание: Познакомить детей с историей создания мужского и женского костюма. Возникновение профессии портной. Закрепить знания детей о известных им деталях одежды. Воспитывать бережное отношение к видам.
Словарь: порты, сермяжный, крашенник, ветшаное, сорочка, верхница, косоворотка, кафтан, сарафан, телогрея, кушак, краги.
Пословицы и поговорки:
«Всяк портной на свой раскрой»,
Публикация «Конспект занятия „Профессия портной“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
«Не поносишь старого – не носить и нового»,
«У бедного шуба на рыбьем меху»,
«У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь
положи».
Оборудование: альбом с фотографиями «История русских народных костюмов».
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы уже знаете, что портной, это человек, который шьёт одежду. А вот почему его так называют? Послушайте историю о возникновении этой профессии (рассказ воспитателя). Воспитатель обращает внимание детей на новые слова: порты или портище, платье - кафтан.
Воспитатель: Дети, а как назывались портные, в зависимости от того, что они шили?
Дети: Шубники – шили шубы, кафтанчики – шили кафтаны, рукавичники – шили рукавицы, карманчики – шили карманы.
Воспитатель: Портняжничество превратилось в профессию. В ученики к портным стали отдавать в ученье мальчиков, которых привозили в Москву из других городов. И многие столетия портными были только мужчины. Одежду всегда очень берегли: её донашивали, перешивали. Дети, вспомните пословицу о старой одежде.
Дети: «Не поносишь старого – не носить нового».
Воспитатель: В наших музеях очень много образцов всякой одежды: богатого мода и бедного (рассматривают альбом). Богатую одежду редко надевали, её передавали по наследству, надевали только по праздникам.
Воспитатель: Дети, а где люди брали материал для одежды?
Дети: В начале материал для одежды каждый изготавливал в своём хозяйстве (использовал шкуры, мех, шерсть животных). Немного позднее появились ткани изо льна и полотна.
Воспитатель: Дети, в старые времена грубый материал, который ткали на станках дома, назывался сермягой
- Как вы думаете, могла называться одежда из такого материала?
Дети: Сермяжной и носили такую одежду только простые, бедные люди.
Воспитатель: Дети, материал не был одного цвета. Люди придумали много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения: зверобой, чернику, листья берёзы, кору ольхи, дуба и многое другое. Если сами не умели, обращались к крашеннику (рассматривание иллюстраций).
Воспитатель: Характерной особенность русской рубахи был покрой ворота и назывался косовороткой. За счёт разного качества, его цвета, подчё ркивалась сословная принадлежность: богатый человек или бедняк.
Воспитатель: Ещё одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан. Для богатых шили длинные кафтаны, для бедных покороче, т. к. они ходили пешком по грязным улицам. Зимой богачи носили шубы на собольем меху, простой люд – на заячьем или собачьем меху, а то и совсем без меха. Вспомните, пожалуйста, пословицу об одежде бедных людей.
Дети: «У него шуба дом стережёт», «У бедного шуба на рыбьем меху».
Воспитатель: Дети, мы говорили с вами в основном о мужском костюме. Женская одежда была сложнее и многообразнее. Основной частью женской одежды, как и мужской, была сорочка. Поверх неё надевали сарафан - одежда длинная без рукавов. Чем больше юбок было под сарафаном, тем богаче была женщина (юбок могло быть 15 – 20). В прохладную погоду женщины надевали душегрею или телогрею (рассматривание иллюстраций в альбоме). Непременным атрибутом и мужской и женской одежде на Руси всегда был пояс или кушак. Это был символ богатства, они украшали золотом, драгоценными камнями. Знатные люди имели 7 – 10 кушаков.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами попробуем украсить наших кукол: девочку и мальчика оденем в народные костюмы (Дети самостоятельно работают за столами - у каждого набор русского народного костюма женского и мужского).
Воспитатель: Дети, давайте сделаем выставку, наших украшенных кукол, пусть мамы и бабушки полюбуются на ваши работы.
Рефлексия: У Вас на столах лежат карточки: красная и зеленая. Если было все понятно и интересно – поднимите зеленую карточку. Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку.