Людмила Стремоухова
Конспект занятия «Правонарушение»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: Ввести ученика в урок:
1. Организация рабочего места
2. Речевая разминка.
- Назови или прочти обществоведческие термины, которые изучали на предыдущих уроках (Гражданин, государство, Президент, право, закон, Конституция). (Лист №1)
II. Повторение.
Цель: 1. Выявление знания обществоведческих понятий, изученных ранее.
2. Актуализация знаний.
Задания ученику.
1. Прочти определения данных обществоведческих терминов, которые назвал во время речевой разминки. (Определения даны на отдельных карточках №1-6)
Публикация «Конспект занятия „Правонарушение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Реши кроссворд, используя термины из речевой разминки (при затруднении разрешается пользоваться карточками с определениями этих обществоведческих терминов). Кроссворд дан на отдельном листе (Лист №2).
3. Дополни предложения. Используй термины из кроссворда. Запиши пропущенные слова. ( Предложения даны на отдельной карточке: №7).
4. Подведение итогов по повторению.
- Мы с тобой вспомнили некоторые обществоведческие или правоведческие понятия, которые необходимо знать каждому человеку. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми понятиями по правоведению.
Физкультурная пауза.
III. Изучение нового.
Цель: Познакомить обучающегося с понятием «Правонарушение», формами правонарушений, основными признаками правонарушения, формами вины правонарушителя. Формировать представления о признаках правонарушений, формах вины правонарушителя. Формировать словарь правоведческих понятий.
Первый этап. Сообщение темы и цели урока.
Цель этапа: Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, которые предстоит усвоить на уроке.
1. Учитель озвучивает тему урока и план работы с опорой на таблицу «Правонарушение».
Учитель: Тема нашего урока – «Правонарушение»
- Скажи, как ты считаешь, что такое «правонарушение»?
- Сегодня ты познакомишься с понятием «правонарушение»,
- с основными признаками правонарушения,
- с формами вины правонарушителя.
Мы разберем с тобой примеры правонарушений, будем учиться определять формы вины правонарушителя.
2. Вопросы ученику.
- О чем будем говорить на уроке? (о правонарушении)
- Что нового должны узнать на уроке (основные принципы правонарушения, формы вины).
Второй этап. Изучение нового материала.
Цель этапа: Поэтапное возвращение к изучаемому материалу, где общее разделяется на частное. Уточнение, расширение и углубление объема каждой выделенной части учебного материала.
1. Знакомство с понятием «Правонарушение»
1.1. Рассказ учителя с опорой на текст таблицы «правонарушение»
- Нередко жизненные обстоятельства приводят человека к нарушению закона или правонарушению. Что же такое правонарушение? Узнаем из определения:
Правонарушением называется противоправное антиобщественное виновное действие (или бездействие, которое либо нарушает установленные правом запреты, либо не исполняет предписаний норм права, т. е. программ поведения людей в определенных ситуациях.
Рассмотрим два примера правонарушений :
Первый: Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное действие.
Второй: Неуплата налогов.
- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное бездействие.
1.2. Задание ученику.
а) Прочти на карточке №8 определение правонарушения.
б) Ответь на вопросы:
- Где записаны правонарушения? (в Уголовном кодексе).
- Для кого считаются опасными правонарушения? (для человека и общества)
- Что представляют собой правонарушения? (нарушение правовых норм)
- Прочти, что такое правовые нормы по карточке. (К. №8)
- В какой форме могут совершаться правонарушения (в форме действия и бездействия)
- Определи форму правонарушений в некоторых ситуациях.
Ситуация № 1: Гражданин занимает высокий руководящий пост и, пользуясь служебным положением, берет взятки.
Ситуация № 2: Врач не оказывает помощи больному.
Ситуация № 3: Гражданин совершает кражи
Ситуация № 4: Человек живет в многоэтажном доме на верхнем этаже. Во время дождя крыша протекает, разрушается потолок, портится мебель. Он обращается в жилищную контору, но ремонта крыши не производят.
- Какая форма правонарушения со стороны жилищной конторы?
- Повтори еще раз, в какой форме бывают правонарушения (в форме действия или бездействия).
1.3. Подведем итог, что же такое «правонарушение». Читаем таблицу с определением «Правонарушения» (большая таблица).
2. Знакомство с признаками «Правонарушения»
2.1. Рассказ учителя об основных признаках правонарушения (с опорой на таблицу «Признаки правонарушения»)
- Познакомимся с тремя признаками правонарушения :
I признак: Правонарушение обладает признаком противоправности. Это значит, что данное деяние противоречит правилу поведения, установленному нормой права.
2.2. Задание ученику.
а) Назови первый признак правонарушения.
б) Словарная работа. Задание ученику.
-Прочти на карточке №9, что такое норма права.
- Значит норма права и правовые нормы – это одно и то же.
2.3. Продолжение рассказа учителя.
- Однако одного признака противоправности для определения деяния как правонарушения недостаточно. Ведь на деле противоправное действие может быть настолько незначительным, что его нельзя подвести под категорию правонарушения.
- Допустим, ты на минуту взял у соседа по парте карандаш. Формально это самовольный захват имущества, а то и грабеж. А фактически? Можно сказать, что это грабеж? Почему? – Слишком незначительное действие. Поэтому в понятие правонарушение вводится еще один признак.
II признак: Антиобщественный характер. Это уже важный признак, который означает, что данное деяние вредит обществу и установленным в нем порядкам.
Два эти признака (I и II) объективно проявляются в самом действии или бездействии.
2.4. Задание ученику.
- Назови второй признак правонарушения
2.5. Продолжение рассказа учителя.
- Но есть еще одна сторона правонарушения
III признак: вина самого правонарушителя.
- Что такое вина?
2.6. Словарная работа. Задание ученику.
- Прочти на карточке, что такое вина (Карточка №10).
2.7. Продолжение рассказа учителя.
- Значит, вина - это собственное отношение нарушителя норм права к тому, что он совершил. В этом психическом отношении человека к своему поступку проявляются мотивы и цели правонарушения. Вину человека может установить только суд.
- Мы познакомились с признаками правонарушения.
- Запомни! Правонарушение может совершить только человек.
- Разберем несколько примеров и определим, в каком случае можно говорить о правонарушении.
Пример №1. - Загорелся сарай,
1) когда сосед поджег сарай из-за каких-то обид на соседа;
2) когда во время грозы в сарай угодила молния.
- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?
Пример №2 - Нанесен вред здоровью человека,
1) когда один человек побил другого.
2) когда собака покусала человека.
- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?
2.8. Подведение итогов по признакам правонарушения.
а) Вопрос ученику: Назови признаки правонарушения с опорой на таблицу (Противоправность, антиобщественный характер, вина)
б) Прочти по табличке (Карточка №11 «Три признака правонарушений») первый признак.
- Ответь на вопрос: - Где указано противоправное деяние? (В уголовном кодексе)
в) прочти второй признак правонарушений
- Ответь на вопрос: - Каким должно быть правонарушение? (очень опасным)
г) прочти третий признак правонарушения.
- Ответь на вопрос: - Без чего не может быть правонарушения? (без вины).
д) Скажи (прочти по карточке №10, что такое вина правонарушителя?
е) Где можно установить вину правонарушителя? (только в суде)
Физкультурная пауза.
3. Знакомство с формами вины.
3.1. Рассказ учителя:
- Вина правонарушителя бывает в двух формах (Посмотрим на таблицу)
а) в форме умысла, когда правонарушение совершается умышленно
б) в форме неосторожности
3.2. Вопрос ученику:
- Назови формы вины (умысел, неосторожность)
3.3. Продолжение рассказа учителя.
- Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает опасный вредный характер своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят.
- Форма вины в виде «Умысел» может быть двух видов: прямой умысел и косвенный.
3.4. Рассмотрим две ситуации.
Ситуация №1. Поругались два человека, нанесли друг другу словесные обиды. Один затаил зло, решил отомстить. Подкараулил в переулке, ударил неожиданно палкой, когда человек упал, он сильно избил его. От побоев человек скончался.
- Эти действия были заранее спланированы правонарушителем.
- Как ты считаешь, здесь присутствует форма прямого умысла или косвенного?