Кравченко Наталья
Конспект занятия «Правила общения»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН»
«Правила общения»
открытое занятие
Воспитатель приёмного отделения
с карантинным блоком Кравченко Н. С.
Ход занятия.
I. Орг. момент
1. Приветствие
Начнем мы наше занятие с игры «Приветствия». Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.
Публикация «Конспект занятия „Правила общения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Итак, «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».
- Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.
2. Сообщение темы и целей занятия
Упражнение «Коллективный рисунок»
Возьмите в руки 1 фломастер. Попробуйте вместе нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 фломастер, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка).
– Расскажите, что вы нарисовали.
– Удалось ли вам это сделать хорошо?
– Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
– А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т. е. надо было вступить в общение друг с другом)
- Ребята, что мы сейчас с вами делаем?
- Что же такое общение? На первый взгляд смешной вопрос, но только на первый. Общение - это и вчерашний разговор по телефону, и беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за позднего возвращения домой. Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На доске круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Каждый раз добавляется по лучику - получается солнце.)
Каждый из нас живет среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.
Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение. Часто бывает так, что общение приносит нам неприятности. С вами такое бывало? Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Чаще всего это происходит из-а отсутствия культуры общения.
Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть секреты общения, узнаем о том, какие виды общения бывают и будем учиться общаться правильно. Для этого мы отправимся на один необычный архипелаг. Вы знаете, что это такое
(группа островов, расположенных недалеко друг от друга). На этих островах растут цветы с интересными названиями.
Упражнение «Собери слово»
Предлагаем выделить в каждом слове первый звук:
О – объединение
Б – близость
Щ – щедрость;
Е – единение;
Н – необходимость;
И – искренность;
Тема нашего занятия «Правила общения».
Перед вами модель грустного цветка. С ним никто не хочет общаться. Нужно оторвать лепесточки с отрицательными качествами и объяснить почему?
Врун – говорит неправду;
Эгоист – думает только о себе;
Лентяй – не хочет ничего делать;
Драчун - делает больно другим, дерётся, решает все вопросы кулаками;
Жадный - не хочет ни с кем делиться;
Равнодушный - не сочувствует горю, не помогает в беде;
Пустослов - обещает, обещаний не выполняет;
Завистливый - злится если у других получается лучше или наоборот, радуется, если у других не получается.
Ребята, какие чувства вы испытываете к этому человеку?
(Неприязнь, неприятные чувства, желание помочь) .
Вы хотите ему помочь?
Давайте возьмем его с собой в путеествие.
II. Основная часть.
1. Остров «Улыбка»
1. Видео «Общение».
2. Невербальное общение.
-Поздороваться без слов
-Показать, что мы прибыли с добрыми намерениями.
как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
А сейчас мы с вами выясним, что же еще играет большую роль в общении.
Проведем эксперимент. Вызвать двух желающих, им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, самый интересный момент). Но при разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной. (Разговор не получается. Причина. Ответы ребят.)
- Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно.
- Почему? Что не помогает?
- Глаза не помогают.
- А если повернуться лицом друг к другу.
- Тогда разговаривать легче.
- Значит, глаза тоже сильно помогают при общении с людьми. По глазам мы видим о реакции собеседника на то, о чем мы говорим. Замечено, что если человек говорит неправду, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее 1/3 времени разговора, т. е. он избегает смотреть в глаза.
Есть такая пословица: Не верь речам, верь своим глазам.
Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им.
Каждого человека окружают люди, с которыми он общается. Это могут быть его близкие, родственники, друзья, знакомые. Именно они образуют ваш круг общения. Давайте попробуем изобразить на бумаге свой круг общения».
Упражнение «Мой круг общения» (10 - 15 мин.)
Каждому ребенку выдается лист формата А4, на котором нарисованы круги разного диаметра, один внутри другого, а в центре расположена буква «Я». Также детям выдаются вырезанные из цветной бумаги звездочки, сердечки и домики. Ребятам предлагается наклеить эти заготовки на лист, предварительно написав на сердечках имена друзей, на домиках - имена родных, а на звездочках - имена знакомых. Наклеивать можно ближе или дальше от буквы «Я», в зависимости от интенсивности общения с этим человеком.
Когда работы закончены, детям задается вопрос:
«Какое количество людей входит в ваш круг общения, сосчитайте?
Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью.
Как эти люди могут помочь вам, и чем вы можете им помочь?
Кого бы вы хотели расположить поближе к себе? Почему?»
После обсуждения подводится итог выполненной работе: «Общение является важной частью жизни каждого из нас, и рядом с нами всегда находятся те люди, на чью помощь мы можем рассчитывать. А также и мы в свою очередь можем помочь им. В этом и состоит ценность общения».
Упражнение «Твое имя»
Давайте знакомиться
Участники встают в круг, а дин, передавая мяч соседу, называет свое имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени. Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлением о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
-А как тебя называют родные?
-Назовите полное имя. (Владимир, Светлана, Ольга, Елизавета, Николай)
Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя. Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
НАЗЫВАЙ СОБЕСЕДНИКА ПО ИМЕНИ, И ОН БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕБЕ ТАК ЖЕ!
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Остров 2 «Внимание»
– С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.
– Сейчас я буду зачитывать строки из сказок, а вы мне назовете имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам другое яичко,
Не золотое – простое. Не тужи, Иван– Царевич,
Ложись лучше спать,
Утро вечера мудренее.
Не печалься, ступай себе с Богом!
Будет твоя старуха царицей. Ребята, давайте жить дружно!
– Быть внимательным к людям, это значит не быть безразличным к ним. Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово, порой, ранит больнее.
Прослушайте стихотворение Душана Родовича “Друзья”,
Если плачет кто–то рядом,
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему?”
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
3 остров «Доброта»
- Послушайте басню и ответьте на вопросы:
• В чем нравоучительный смысл басни?
• Чему она учит?
“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
( Вывод: не делай зла, будь добрым)
Виде «Коммуникация»
4 Остров «Вежливость»
Чтение стихотворения «Очень вежливый индюк»
Вежливость - необходимое условие общения. Обратите внимание на слова:
Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Скажите: по какому признаку можно узнать вежливого человека?
В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть
слова вежливости.
Задание «Закончи строчку»
-Посиди со мной, сестра!
Почитай мне, будь (добра).
-Хоть конфеты не очень полезны,
Принесите их, будьте (любезны).
-На меня отцу не жалуйся,
Я прошу тебя (пожалуйста).
-Вот чай, кусочек бисквита,
Приятного (аппетита).
-Ты мне помог!- я говорю. -
Мой друг, тебя (благодарю).
-Забыл я книжку принести!
За это ты меня (прости).
-Печально сказали мы дяде Никите:
-За чашку разбитую нас (извините).
-Навстречу мне идет сосед,
Я поздоровался: «!» (привет)
Видеоигра с Лунтиком «вежливые слова»
VIII. Физминутка
А теперь давайте поиграем. Все встали.
Присядьте 3 раза те, кто всех называет по имени.
Похлопайте те, кто никого не обижает.
Потопайте 3 раза те, кто всегда слушает внимательно собеседника, не перебивает.
Покружитесь те, кто использует в своей речи волшебные слова.
Обойдите класс по кругу те, кто часто улыбается.
Сядьте на место те, у кого хорошее настроение!
СЕКРЕТ №4
БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям “Здравствуйте!”)
5. Остров «Понимание»
Игра «Угадай, кто это»
А теперь мы с вами поиграем. Нужно с закрытыми глазами, на ощупь догадаться кто перед тобой. (ведущему завязывают глаза, подводят в нему ребенка) Игра повторяется 3 раза.
Игра «Перестройка»
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд. Вот первое задание: постройтесь по длине волос, начиная с самых коротких. При этом можно друг с другом разговаривать.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: постройтесь по возрасту, начиная с самого маленького.
Следующее задание: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа, работать вы будите молча.
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как вы общались при выполнении последнего задания? (жестами, глазами, мимикой)
Это еще один секрет общения : все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
- Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.
• А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)
• Нужно прислушиваться к мнению других.
Надо уметь слушать и слышать.
• Нет смысла кричать.
• Должна быть согласованность в действиях.
6 Остров «Бумеранг»
А мы неумолимо приближаемся к планете «Бумеранг» /Поставь себя на место другого»
Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета, почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать!
Тут на этой планете мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы стёрлись от времени. Послушайте обрывки фраз и попробуйте отгадать их окончания. /ФРАЗЫ НА СЛАЙДАХ/ стр. 194
1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже, приклеивал жвачку куду попало, не думая о других людях.
2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ:….что тоже бросал мусор не думая о других людях.
3. «Забыл ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: … что тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что я тоже ставил подножки одноклассникам и смеялся когда они падали.
5. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносит кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие
Учитель: Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стёртых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться нам надо разгадать тайну этой планеты. Итак последнее задание: Почему эта планета называется БУМЕРАНГ? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерный ответ:
• На этой планете к человеку бумерангом возвращается все его плохие поступки.
• Всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
• Этот ученик нарушил золотое правило общения : нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Ну, вот мы разгадали тайну этого острова, и нам пора возвращаться.
Сказка про бегемота.
III. Подведение итога занятия.
7 Отров «Ошибки общения».
1.. Видео
2. Упр. «Радостный цветок»
Посмотрите, ребята, цветок стал весёлый. Почему (у него появилось много друзей). Мы постарались помочь ему воспитать в себе эти качества. Перечислите качества, которые помогают общаться.
3. Заключительное упражнение
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.