Тамара Куварина
Конспект занятия по этикету «Как хорошо быть воспитанным»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как хорошо быть воспитанным»
Цель:
- Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
- Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой;
- Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.
Публикация «Конспект занятия по этикету „Как хорошо быть воспитанным“» размещена в разделах
- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо обращаться.
Материал:
Картинки с изображением хороших и плохих поступков; маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, удивленная); лепестки (по количеству детей). Грамзапись, атрибут к с\р игре «Любезные услуги».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Давайте сегодня мы с вами отправимся в царство вежливых наук и поучимся быть вежливыми и воспитанными.
- А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?
- Как это?
- Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить: как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне. (Музыка)
- А теперь откроем глаза станция «Добрые слова».
- Ребята, что вы говорите когда встречаете друзей? (Ответы детей)
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться)
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй», значит «будь здоров». Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
- Войдя в детский сад, школу, в гости – всюду сначала здороваются.
- А какие вежливые слова вы еще знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)
- В каких случаях нужно говорить «спасибо»? (Ответы детей)
- Вежливое слово «пожалуйста» когда его мы произносим? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь)
- Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу.
- Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом)
- Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».
(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)
- А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу:
«Пожалуйста!»
- Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка.
- Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
- И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста».
- Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Не даром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. А наше путешествие продолжается.
- Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход.
Станция «Любезные услуги». (Музыка)
- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: (грамзапись) «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)
- Конечно же, это кот Леопольд.
- Мы его не видим, но голос слышали. Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.
- Почему вы выбрали именно эту маску? (Ответы детей)
- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке;
- Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки;
- И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.
- Давайте разыграем сценки: «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».
Для этого распределим роли.
- Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?
- Мальчик уступает в автобусе место девочке.
- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.
Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.
Я думаю в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
-Ребята, а сейчас я хочу показать вам презентацию по этикету. (Приложение)
А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».
Я вам буду задавать вопросы, ваше дело отвечать.
- Кто привык у вас к порядку,
утром делает зарядку?
- Кто из вас, скажите братцы,
забывает умываться?
- Кто из, скажите дети,
кулаками машет
слезы мажет по лицу и кричит:
«Сейчас побью!»
- Кто из Вас, скажите братцы
Друг другу помогает
Товарищей не обижает?
- Мы бедные игрушки, поломанные!
Мы бедные игрушки, не сложенные!
Нелюбимые и забытые.
Кто на полки нас посадит?
Кто на место отнесет?
Кто нам платьице поправит
В косы ленты заплетет?
- И еще один вопрос:
Кто себе не моет нос?
- Кто из вас, ребята хочет:
Аккуратным, чистым быть.
С мылом, щеткою, водою
Обязательно дружить?
Занимайте места, а нам пора.
Следующая станция «Заколдованная».
Если вы, ребята, справитесь с заданиями, тогда снова вернетесь в детский сад. Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа пойдет и выберет картинки с изображением хороших поступков. Вторая группа выберет картинки с изображением плохих поступков. И у нас получится две дороги. Одна дорога хороших поступков, другая – плохих.
(Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание)
- По какому пути мы пойдет? По дороге хороших или плохих поступков?
- Почему мы пойдет по дороге хороших поступков?
Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть повседневными. А сейчас еще одно задание. Представьте, что мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выложить цветы вежливости. (Дети выкладывают цветы)
Какого цвета лепестки вы брали для своего цветка? (Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные)
Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?
А как бы вы его назвали? (Цветок грубости) Почему? (Ответы детей)
Да действительно, ваши цветы красивее.
Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.
Раз, два, покружись,
В своей группе очутись!
(Звучит песня «Настоящий друг»)
Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы не делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, ваши товарищи вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание.
До свидания! До новых встреч!