Наталья Потапенко
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
«Извержение вулкана»
Программные задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;
2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной
деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия;
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,
самостоятельность)
Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, лава)
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
иллюстрации с изображением вулканов;
сода;
уксус;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
чайная ложка;
пипетка;
Предварительная работа: изучение темы: «камни»,
изготовление макета гор.
Методы и приё мы:
- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение
энциклопедического материала, педагогическая оценка.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,
использование карточек-схем.
- практические: элементарные опыты, моделирование.
Ход занятия:
- Ребята вчера вечером я получила письмо.
Хотите узнать от кого оно? Ответ - Да
В. –Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка. Все мои друзья изучают в школе, что то новое, а я приболел и в школу пока не хожу. А мне так сильно охота тоже их чем то удивить. Я вот смотрел по телевизору программу про вулкан и мне сильно понравилась эта передача. Но она быстро закончилась, а мне так охота побольше узнать о нём. Помогите мне пожалуйста, узнайте побольше о вулкане и пришлите мне видео-письмо! Ребята, поможем Незнайке? Ответ- Поможем.
- Ребята, я точно знаю, что вулкан стоит на полуострове, а как он называется, я совсем забыла и не могу вспомнить. Что же делать? А-а-а вот я и придумала, как вспомнить название полуострова.
У меня есть карточки на них картинки и цифры, нужно цифры составить по порядку, и мы сможем прочитать название острова.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, потом называют первый звук в слове, изображенном на ней и записывают на доске. Воспитатель читает слово.
1 - кукла
2 - апельсин
3 - мяч
4 - часы
5 - аппарат
6 - тарелка
7 - кошка
8 - автобус
К А М Ч А Т К А
Вот мы и все вместе вспомнили название полуострова. А теперь все вместе повторим название это: КАМЧАТКА
Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его?
А поможет нам в этом наш друг - Глобус. Теперь найдем на глобусе, наш полуостров «Камчатка». Посмотрите, остров вот где, а живём мы с вами вот здесь, это очень далеко. Как же мы доберёмся до Комчатки?
Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»
Воспитатель: Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в группе стоят стульчики, и висят просто так воздушные шарики) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Воспитатель, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.
Дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.
Воспитатель: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь, берём с собой видиокамеру, чтобы всё заснять.
А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются.
А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов.
На компьютере воспитатель показывает слайды.
Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид
обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же
самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем,
дымом – это действующий вулкан.
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда
они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и
в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного
грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над
ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,
лава вытекает “спокойно”.
Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается
вулкан, называется кратер вулкана.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Ну вот ребята, мы и прилетели.
В. - Сегодня ребята я хочу показать вам действующий вулкан.
Посмотрите это макет горы. И сейчас в этой горе начнёт действовать вулкан. Хотите посмотреть?
Дети: - да.
В. - А теперь, предлагаю подойти все к столу.
В. – Прежде чем начать действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.
-Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,
ведь среди них могут встретиться и ядовитые.
-И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если
не знаешь, что это за вещество.
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Дети разбиваются на пары и работают в парах.
Последовательность проведения эксперимента.
Первая пара: всыпать в сосуд с водой, две чайные ложки соды и тщательно размешать.
Вторая пара: наливают полстакана воды и добавляют в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Третья пара: в сосуд с водой добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Четвё ртая пара: соединяют раствор с содой и воду с красным цветом, смешивают.
Пятая пара: соединяют красно-содовый раствор с мыльной раствор.
Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет две столовые ложки уксуса.
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Воспитатель: Ну что ребятки, теперь вы увидели, как вулкан извергает лаву? Вам понравилось проводить опыт?
Но нам пора возвращаться в детский сад, чтобы рассказать в письме, что узнали нового про вулкан нашему Незнайке.
Детки выходят из воздушного шара.
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, что же мы узнали о вулкане. Я предлагаю сделать вот что, вы мне будете рассказывать, а я буду всё записывать в письмо. (дети рассказывают)
Какие вы молодцы ребятки, всё запомнили. А я это письмо и видио-кассету обязательно сегодня отправлю Незнайке.
Ребята, а вы хотели бы ещё раз прилететь на этот остров. (на плакате нарисована корзина, а на подносе лежат вырезанные шарики, дети должны их приклеить, чтобы получился воздушный шар) (Да) Тогда предлагаю, если вы хотите ещё раз побывать здесь и узнать, что то новое, то берёте красные шарики и приклеиваете к корзине. А если вы желаете провести ещё какие-нибудь опыты, то берёте жёлтые шарики и тоже прикрепляете к корзине. Вот и получился у нас с вами настоящий воздушный шар, который мы изготовили сами. На нём мы и отправимся в следующее путешествие. Ну что ребята, путешествие наше закончилось. До скорых встреч!