Ольга Ефремова
Конспект занятия «Каким я хочу быть» (старшая группа)
Тема «Каким я хочу быть»
Программные задачи:
- формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношения к другим (если нужно — критично, но тактично, способствовать сплочению группы;
-учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
-продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
Публикация «Конспект занятия „Каким я хочу быть“ (старшая группа)» размещена в разделах
- дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения;
- развитие творческого мышления, уверенности в себе, артистических способностей;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
учить избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
Оборудование: клубок ниток, спокойная музыка, аудиозапись, белые и черные кружочки, книги со сказками «Заяц-хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», зеркало, пиктограммы эмоций (радость, горе, гнев, удивление, страх, газета,
Ход занятия.
Воспитатель: Все люди на земле разные. У каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинствами, а другие - недостатками.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое достоинства и недостатки человека?
(Ответы детей)
Воспитатель: Достоинства - такие черты, от которых и окружающим людям, и самому человеку польза, а недостатки приносят всем, да и самому хозяину только неприятности.
Проводится игра «Достоинства и недостатки человека».
У вас на столе белые и черные кружочки. Белыми мы будем отмечать достоинства, а черными - недостатки.
Подумайте, доброта - недостаток или достоинство? Почему?
Аналогичные действия проводятся детьми при анализе таких качеств характера, как: лень, неряшливость, бережливость, аккуратность, терпение, вежливость, грубость, плаксивость, драчливость, ложь, правдивость, жадность, злость.
Какие достоинства вы отметили? А какие недостатки вы нашли?
Мы живем среди людей и очень важно для каждого человека, что о нем думают окружающие.
А что вы сами думаете о себе? Вы воспитанный человек? Чего у вас больше: достоинств или недостатков?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Народ всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал
жестокость и злобу, с уважением относился к добрым, бескорыстным людям, готовым ближнему отдать последнее, что есть в доме, если оно ему нужнее.
Работа с выставкой книг.
Воспитатель: Перед вами книги с русскими народными сказками. Назовите недостатки одних сказочных героев и достоинства других.
(Ответы детей)
Вывод: народные сказки восхваляли достоинства людей и высмеивали их недостатки.
Игра «Тайна моего Я».
Дети сидят в кругу на ковре.
Воспитатель: Сегодня мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга. А поможет нам в этом один предмет. Отгадайте загадку.
Я молча смотрю на всех, Глубокая, как река,
И смотрят все на меня. Я дома на вашей стене.
Веселые видят смех, Увидит старик старика
С печальными плачу я. Ребенок ребенка во мне.
(Зеркало.)
У меня есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос «Кто я?»
Звучит музыка.
Воспитатель продолжает: «Меня зовут … Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию воспитателя. Мне нравится читать книги, слушать музыку. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки».
Далее дети высказываются о себе, передавая друг другу зеркало.
Воспитатель: Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать.
Воспитатель: Ребята, у вас и у других людей бывает разное настроение. От чего зависит настроение? Как узнать какое настроение у другого человека?
(По эмоциям на лице.)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай эмоцию».
Каждый из вас берет себе карточку, но не показывает её остальным. Вы показываете эмоции, а остальные дети должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
(Это игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.)
Ребенок выбирает пиктограмму из заранее приготовленных, а зрители отгадывают, обращая внимание на брови, глаза, рот.
Друзья, когда у вас плохое настроение, например, вы на кого-нибудь злитесь, то чтобы прогнать свою злость, поможет такой прием.
Игра «Прогони злость».
Воспитатель: Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону.
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Дети сидят в кругу.
В руках у воспитателя клубок ниток.
Воспитатель: Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа — это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше?
Подумайте немного (звучит спокойная музыка) и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами
Воспитатель начинает разговор, обращаясь к сидящему рядом ребенку, например:
Я желаю тебе оставаться веселой, умной девочкой, научиться хорошо рисовать и поменьше плакать из-за пустяков.
Затем взрослый передает клубок ниток сидящему рядом ребенку. Тот высказывает пожелания своему соседу и вручает ему клубок и т. д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Воспитатель: Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем терпимее к недостаткам других и поможем друг другу стать лучше.