Получи документы

Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы «Шкатулка со сказками»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы «Шкатулка со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обучение самостоятельному сочинению коротких сказочных сюжетов о животных.

Задачи:

1. Побуждать детей самостоятельно выбирать главного героя для будущей сказки; определять место, где будут происходить события; выбирать дополнительных героев.

2. Вспомнить и активизировать в речи детей магические, волшебные слова из сказок для последующего их использовании в своих сочинениях.

3. Учить описывать главного героя (внешность, черты характера); побуждать детей давать героям имена.

4. Закрепить навыки использования знаний о композиционном оформлении высказывания (структуры текста).

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы „Шкатулка со сказками“» размещена в разделах

5. Показать и помочь усвоить способ сочинения сказки при помощи модели-схемы.

6. Учить озаглавливать сказку.

Оборудование: красивая шкатулка; маленькие игрушки (фигурки животных – котёнок, зайчик, ёжик, улитка, дракончик, динозаврик, черепашка, медведь, белочка, оленёнок); картинки с изображением обычного летнего леса, сказочного леса, подземного царства («подземелья», водоёма (или озера, пустыни; картинки с изображением животных (червяк, мышка, лягушка, рыбы-ангела и рыбы Чёрный телескоп); фотографии с изображением разного вида шкатулок (деревянной, малахитовой, из кости); квадрат красного цвета; прямоугольник жёлтого цвета, треугольник синего цвета.

Примечание: 1. Картинки для занятия должны быть красочными, достаточно большого размера; 2. В процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными. 3. Педагог в первую очередь должен привлекать к диалогу детей менее активных, слабых.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня я вам принесла что-то очень интересное! (педагог показывает шкатулку, не открывая её, заинтересовывает детей). Что это? (ответы детей). Кто из вас знает, для чего нужны шкатулки? (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Совершенно верно! Шкатулки с древних времён использовали для хранения драгоценных вещей – золота, серебра. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, украшают драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой (педагог детям показывает фотографии с изображениями шкатулок). Популярны были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Народ на Руси — страстный любитель загадывать и раскрывать загадки, и, видно, поэтому коробочки с секретом очень понравились в нашей стране».

Педагог спрашивает нескольких детей: «Скажи, что значит слово «драгоценности»? («Драгоценности – это предмет большой ценности, например, драгоценностями могут быть золото, картины, камни и так далее»).

II. Основная часть

Педагог: «А вот эта шкатулка не для драгоценностей, эта шкатулка волшебная, со сказками. Сегодня мы будем сочинять сказки, а шкатулка, поможет нам в этом! Вы будете учиться самостоятельно, то есть сами, сочинять сказки».

- Чтобы открылась волшебная шкатулка, нужно сказать волшебные слова. Ребята, какие волшебные слова встречаются в сказках? Вы должны вспомнить все заклинания и магические слова из сказок, чтобы шкатулка открылась!».

Дети должны перечислить (если дети затрудняются, педагог напоминает им):

• «Сим-сим – откройся!» (из сказки «Али-Баба и 40 разбойников»);

• «По щучьему веленью, по моему хотенью!» (из сказки «По щучьему веленью»);

• «Трипс, трапс, трулль, восемь дырок, пять кастрюль!» (из сказки «Тайны старого города»);

• «Абра-швАбра-кадАбра» (м/ф «Приключения барона Мюнхаузена»);

• «Крибли, крабле, бумс!» (из сказки «Снежная королева»);

• «Крекс-фекс-пекс» (Из сказки «Буратино»: Он закапывал золотые монеты и как заклинание повторял: «крекс, пекс, фекс»).

Педагог открывает шкатулку: «Вот и подействовали на волшебную шкатулку магические слова! Молодцы, ребята!».

1. Подготовка к сочинению сказки

Педагог: «Посмотрите, что есть в чудесной шкатулке! (педагог вынимает из шкатулки фигурки животных). Это будут главные герои ваших сказок! А ёще я принесла для вас различные картинки. Давайте их рассмотрим. Мы их должны распределить на группы, для того чтобы нам легче было сочинять сказку. На какие группы все эти предметы и рисунки можно разделить?» (дети должны сами догадаться).

Первая группа – животные (фигурки) – это будут главные герои ваших сказок.

Вторая группа - картинки с изображением животных.

Третья группа – картинки с изображениями различных мест природы.

Педагог: «Хорошо! На стол (который стоит возле доски) мы разместим всех животных. Кем они будут в сказке? («Главными героями»). А на доску мы разместим две остальных группы предметов (несколько детей выходят к доске и выполняют распределение)».

1. Рассматривание картинок с изображениями природы.

Педагог: «Как можно назвать все эти изображения одним словом? («Место, где может происходить события с героями сказки»)».

- Посмотрите, какой красивый лес! Как вы думаете, какое время года в этом лесу? Кто может в нём жить? (Ответы детей).

- А вот другое изображение леса, как вы думаете, какой это лес? (индивидуальные ответы детей). Да! Это сказочный лес, а если лес сказочный, стало быть, в нём могут происходить чудеса! И в этом волшебном, загадочном лесу могут жить сказочные герои!.

- Что изображено на этой картинке? («На картинке изображена пустыня»). Вы знаете, кто обитает в пустыне? (Ответы детей: «В пустыне обитают…»).

- Как вы думаете, кто может жить в таком прекрасном озере? (Ответы детей). Вы правы, в озере обитают рыбы. В сказке обитателем озера может быть говорящая рыба, не правда ли?

- А вот подземелье, и, кажется оно тоже сказочное, волшебное, ведь таких мест под землёй не бывает! Как можно по-другому назвать это место? («Подземное царство»). Кто может там обитать? («В подземном царстве могут жить червяки, дракончики»).

2. Рассматривание картинок других персонажей будущей сказки.

Что изображено на картинках во второй группе? («разные животные»). Это второстепенные герои, которые могут быть в вашей сказке и не быть, как вы пожелаете!».

- Посмотрите на этих червячков! Какие они необычные! Посмотрите на этого червячка (показ картинки червяка с очками на глазах). Какой он? («Этот червячок необычный»). Почему этот червяк необычный? («Потому что таких червяков в очках в природе не бывает»).

- Кто изображён на этой картинке? («На картинке изображена мышка»). Это обычная мышка? Почему вы так считаете? («Потому что эта мышка голубого цвета»). Где может обитать мышка? («Мышка может жить в лесу, на полянке»).

- А кто изображён на этой картинке? Где живёт лягушка? («Лягушка живёт на болоте или в озере»).

- А вот на этой картинке изображены рыбы. Вы знаете, как их называют? (Предполагаемый ответ детей: «Нет, мы не знаем, как называют этих рыб»). Вот эта разноцветная рыбка называется Ангелом. Рыба-ангел. Посмотрите на её окраску, какая она красивая!».

- А эта рыба (показ рыбы Чёрный телескоп) называется Чёрный телескоп, правда смешное название!

3. Рассматривание фигурок животных – главных героев сказки

Педагог: «А эти животные будут главными героями ваших сказок. Скажи, Катя, какой будет характер у главного героя в твоей сказке? (Ответ ребёнка, Алина, а у твоего героя какой характер? (Ответ ребёнка). Ребята, хорошо подумайте, какой будет ваш герой? Самое главное, нужно дать имя своему главному герою. Ксюша, какое имя для щенка ты бы придумала? (ответ ребёнка)».

Педагог: «Молодцы! Кто может мне сказать, какой вид сказки у нас получится, если главный герой сказки будет животное? («Если главный герой сказки – животное, то сказка будет о животном»).

- Для того, чтобы сочинить сказку, мы должны с вами составить примерную схему, по которой будет развиваться сюжет сказки. Вы знаете уже, что во всех сказках есть три части. Какие? («В сказках есть начало, середина – основная часть и конец»).

- Поэтому, когда вы начнёте рассказывать сказку, не забывайте о частях сказки. Напомните мне, каким образом (какими словами) можно начать сказку? (Сказку можно начать словами: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жил-был», «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами жил…»). Обычно сказки о животных начинаются со слов «Жил-был цыплёнок…» или «Жила-была черепаха.».

- Что описывается в середине сказки? («В основной части сказки описываются события, которые произошли с главным героем: например, он ушёл из дома и попал в неприятную историю, или, главный герой встретил в лесу злого персонажа и стал от него спасаться; или, наоборот, главный герой встретил доброго персонажа»).

- Чем может закончиться сказка? («Сказки может закончиться тем, что главного героя кто-то спасает, выручает из беды или и они становятся лучшими друзьями»).

Педагог помещает на доску три геометрические фигуры и объясняет их назначение: квадрат красного цвета – это начало сказки, прямоугольник жёлтого цвета – середина сказки, треугольник синего цвета – конец сказки.

Педагог: «Ещё очень важный момент – нужно дать название своей сказке. Помните, мы говорили, что у каждой сказки есть своё название».

3. Сочинение сказки детьми

Педагог: «Чтобы вам легче было сочинить, я предлагаю послушать мою сказку, которая будет называться «В сказочном лесу».

По ходу рассказывания сказки педагог выставляет соответствующие картинки.

«Жил-был цыплёнок Пипи. Цыплёнку Пипи было очень скучно жить на свете, потому что у него не было друзей. Однажды Пипи решил пойти погулять в лес. Он долго шёл-шёл и вдруг попал в сказочный лес. Пипи очень удивился, он никогда ещё не видел такой красоты. В этом лесу жил червячок. Он тоже был одиноким, как Пипи. Гуляя в лесу, Пипи увидел червячка. Они стали знакомиться. Червячка звали Умник, он всегда носил большие очки. Пипи и Умник стали играть, им было так весело, что они не заметили, как наступил вечер. Пипи сказал: «Мне пора домой!». Червячок ответил: «Хорошо, давай встретимся завтра, и снова будем играть!». Цыплёнок и червячок были рады, что нашли друг друга. Пипи вернулся домой очень счастливым, ведь он нашёл друга!».

Сочинение сказок (индивидуальные ответы детей)

III. Итог занятия

- Чем мы с вами сегодня занимались? («Мы учились сочинять сказки»).

- Какие сказки мы учились сочинять? («Мы учились сочинять сказки о животных»).

- Чья сказка вам больше всего понравилась? (индивидуальные ответы детей).

- Чем она тебе понравилась, объясни? (Спросить нескольких детей).

- Что нового и интересного вы узнали на занятии? («Мы узнали о шкатулках, о рыбах»).

- Какие бывают шкатулки? (индивидуальные ответы детей).

- Для чего людям нужны шкатулки? («Для того, чтобы в них хранить драгоценности, ценные вещи»).

- Что значит слово «драгоценности»? (индивидуальные ответы детей).

- Что такое магические, волшебные слова (заклинания? Назовите мне заклинания из сказок? (индивидуальные ответы детей).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Расскажи сказку». (Сочинение волшебной сказки с использованием пособия)Дидактическое пособие «Расскажи сказку». (Сочинение волшебной сказки с использованием пособия) Цель: Обучение детей сочинению сказки с использование игры – пособия «Расскажи сказку». Развитие речевого творчества, связной речи. Цель:.

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы «Шкатулка со сказками»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 12:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы «Шкатулка со сказками»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД