Наталья Жаркова
«Белоствольная берёзка». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
«Белоствольная берёзка»
Цель: Формирование у детей представления о дереве – берёзе, как о символе и части природы России.
Задачи:
Развивающие
-Развивать активный словарь детей, познакомить со словами: белоствольная, берёста, чечевички, крона, роща;
- Развивать умение внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать загадки;
- Развивать познавательный интерес, мышление, коммуникативные навыки;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Образовательные
Темочки:
- Береза. Конспекты занятий
- Береза. Конспекты по развитию речи
- Дерево Береза
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
-Учить детей узнавать березу по ее характерным особенностям: ветки, ствол, кора, листья, плод;
Воспитательные
-Воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.
-Вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Предварительная работа: оформление лэпбука «Берёза», рассматривание берёзы на участке детского сада, рассматривание картин о берёзе, чтение стихов, прослушивание песни «Во поле берёзка стояла».
Материалы и оборудование: миниатюры картин Шишкина И. И, Левитана А. А. «Берёзовая роща», игрушка птица голубь, большой конверт, иллюстрация берёзы, кусочек берёсты, изделия из берёсты – лапти, туесок.
Ход занятия
- Ребята давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Доброе утро, всем! Улыбнитесь друг другу, о пожелайте доброго утра и хорошего дня.
(в группу залетает почтовый голубь в клюве он держит большой конверт).
- Посмотрите, нам пришло письмо, и конверт очень большой, интересно что в нём. Давайте откроем и посмотрим.
(педагог открывает конверт, достаёт картинку с изображением берёзы, но не показывает детям).
- Для того, чтобы узнать, что за картинка лежит в конверте, вам надо отгадать загадку, слушайте внимательно.
Стоит Алёнка,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
И белый сарафан.
(дети слушают и отгадывают загадку).
- Правильно – это берёза.
(педагог переворачивает картинку и прикрепляет её на магнитную доску)
- Ребята, что вы знаете о берёзе? Хотите узнать больше?
(дети озвучивают свои варианты ответов).
- Берёза украшает наши леса и города своей красотой. Это дерево считается символом нашей страны России. Это красивое дерево. Про березу написано немало стихотворений, песен и картин. Давайте рассмотрим картины под названием «Берёзовая роща».
(дети рассматривают картины, педагог читает стихотворение А. Прокофьева «Берёзка»).
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться со строением берёзы и узнать, как называется каждая часть этого красивого дерева.
(дети подходят к изображению берёзы, педагог по очереди называет части дерева, предлагая детям повторить название)
-У берёзы гладкий белый ствол с чёрными точками, они нужны дереву, чтобы дышать и называются – чечевички. А давайте мы тоже, как березы подышим.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Но сейчас я тучи разгоняю пока.
(круговые движения руками).
- Ствол покрыт корой, которая называется – берёста.
(педагог показывает и даёт потрогать детям кусочек берёсты)
- Ствол имеет белый цвет, и если сложить вместе эти два слова: «белый» и «ствол», то про берёзу можно сказать – белоствольная.
- В верхней части дерева находятся ветки, на которых расположено очень много тонких веточек, они красиво опущены к земле. А на веточках висят молодые листочки и серёжки в которых находятся семена. Верхняя часть дерева называется – крона.
Давайте посчитаем листочки на берёзке.
Пальчиковая гимнастика «Листики считаем»
Ветер по лесу летал,
Листья у берёз считал,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать,
А потом, а потом по порядку разогнём.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру собери картинку. У вас на столах лежат карточки, собрав которые вы получите изображение.
(дети подходят к столам и собирают картинку)
- Отлично справились с заданием, предлагаю ещё поиграть.
Физминутка «Ай да берёзка!»
Мы вокруг березки
(Дети идут, взявшись за руки)
Встанем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоет.
Припев: Ай да березка,
(Дети идут в круг, поднимают руки вверх.)
Белый ствол.
Зеленей, зеленей
(Идут назад, опустив руки)
Ты листвой!
- Сегодня мы с вами рассмотрели картины «Берёзовая роща», интересно, сколько деревьев растёт в роще, давайте сосчитаем.
- одна берёза, две берёзы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз и т. д.
(педагог считает вместе с детьми, по необходимости поправляя правильное произношение окончания в слове).
- А сейчас предлагаю вам ещё одну игру «Назови – ласково».
- Берёза – берёзка, берёзонька
- Лист – листик, листочек
- Ветка – веточка
- Дерево – деревце
- Почка – почечка.
- Молодцы, сегодня мы с вами хорошо поиграли, а сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, что для вас было новым, и интересным? Как назывались картины, которые мы свами рассматривали. Какие новые слова вы узнали?
(дети делятся эмоциями и впечатлениями, своими ответами на поставленные вопросы).
- Мне очень понравилось, что вы сегодня были сплочёнными и дружными, это помогло вам прекрасно справиться со всеми заданиями. Я хочу вам на память подарить раскраски, на обороте каждого листа есть маленькое стихотворение, которое вы можете выучить дома с родителями.