Наталья Дриллер
Занятие с использованием мнемотехники «Путешествие в волшебную страну имени» для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Цель: совершенствование монологической речи посредством мнемотаблицы.
Задачи:
Словарь: закреплять умение подбирать слова синонимы: новорожденные, малыши, младенцы; уточнить значение слова тезки.
Грамматический строй речи: упражнять в словообразовании на примере подбора уменьшительно-ласкательной и полной формы имени.
Связная речь: совершенствовать навыки составления рассказа, руководствуясь мнемотаблицей.
Публикация «Занятие с использованием мнемотехники „Путешествие в волшебную страну имени“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Коммуникация: Развивать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.
Демонстрационный материал (оборудование)
• куклы, лежащие в коляске: одна кукла - завернутая в розовую пеленку с розовым бантом и прицепленной биркой №1, другая – в голубой пеленке с голубым бантом и биркой №2;
• письмо с печатью, похожей на отпечаток пальца в коляске с куклами;
• часы, с приклеенными буквами по кругу: ЗАБАВА, ТИХОН, висят над кроваткой;
• мнемотаблицы лежат на полу в форме цветка;
• магнитная доска с кроссвордом, маркер;
• аудиозаписи: плач ребёнка, песня “Антошка” музыка В. Я. Шаинского, слова Ю. С. Энтина, Е. П. Крылатов «Полет на флипе», М. И. Дунаевский «Прогулка»;
• столик со шкатулками: шкатулка с лупами на каждого ребенка, шкатулка с карточками детских имен;
• ковер.
Методические приемы:
• погружение в игровые и проблемные ситуации;
• вопросы воспитателя, беседа, объяснение, хоровое проговаривание,
• сюрпризный момент;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность.
Предварительная работа:
• Беседы по ознакомлению с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; общение «Что я знаю о себе», «Как можно назвать нас по-другому».
• Игры «Назови ласково», «Угадай, кого не стало?», «Водяной», «Дядюшка Трифон», решение ребусов, кроссвордов.
• Разучивание скороговорок с именами.
• Индивидуальная работа с детьми «Я и мое известное имя».
• Выполнение совместно с родителями проекта «Паспорт имени».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал под музыку М. И. Дунаевского «Прогулка».
Организационный момент в кругу. Дети проговаривают:
Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Ребята, вы знаете много чудесных Волшебных стран. Я предлагаю посетить Волшебную страну Имени. Как вы думаете, почему она так называется? В этой стране мы узнаем тайну имени. На чем можно добраться до Волшебной страны? На поезде, автобусе, вертолете, ковре – самолете.
Чтобы попасть на волшебный ковер – самолет, нам нужно разгадать заколдованные имена.
Игра «Заколдованное имя»: Е КА СА ТЯ ША ГОР
1. КАТЯ
2. САША
3. ЕГОР
- Что обозначают эти слова? Имена.
-Зачем люди придумали имена? Чтобы различать людей. По имени можно узнать, мальчик или девочка, мужчина или женщина. Дети размышляют и делают выводы, о том, зачем людям нужны имена.
- Правильно, молодцы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других.
А вот и наш волшебный ковер – самолет. Располагайтесь как вам удобнее. Чтобы ковер взлетел, надо произнести волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? Дети предлагают варианты волшебных слов, выбор за воспитателем. Например, «Крибле, крабле, бумс» или др.
Звучит «Полет на флипе» Е. П. Крылатов. Закрывайте глаза. Мы летим над лесами, над горами. Приближаемся к волшебной стране. Вот мы и прилетели в волшебную страну. Открывайте глаза. Как называется эта страна? Волшебная страна имени. Звучит запись плача ребёнка.
- Кто это плачет? Маленький ребёнок. Что же делать, надо как-то успокоить ребенка? Дети предлагают: дать пустышку, поменять памперс, спеть колыбельную, покачать. Давайте покачаем. Дети замечают письмо в кроватке. Ребята, как вы думаете, кто бы мог написать это письмо? Дети предлагают свои варианты ответов. Родители, бабушка с дедушкой, надо прочитать на конверте от кого пришло письмо. Ребята, подписано «Василиса». Кто-нибудь знает Василису? Дети говорят, что есть Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная. Василиса Мудрая – значит, какая? Мудрая – значит очень умная. А Прекрасная Василиса какая? значит самая красивая.
Здесь написано: детям подготовительной группы №2. Давайте прочитаем. «Дорогие ребята, спасибо, что вы сумели успокоить новорожденных. Воспитатель уточняет, каких детей называют новорождёнными – это дети, которые только что родились. Как еще можно называть таких детей? Малыши, младенцы. Василиса пишет: «У меня проблема – я никак не могу их определить: где мальчик, а где девочка. Помогите, пожалуйста, различить их друг от друга». Дети рассматривают, сравнивают их и обобщают: в розовой пеленке девочка, а мальчик в голубой пеленке.
- Молодцы, правильно. Мамы заворачивают девочек в розовые пеленки, а мальчиков – в голубые пелёнки.
Когда младенцы подрастут, как они будут различаться? По внешнему виду: одежде, причёске. По интересам: мальчики любят шумные игры, конструкторы, машины. Девочки предпочитают игры с куклами, рисуют людей, цветы. Можно различить по имени: у девочек - женские имена, у мальчиков – мужские.
Ребята, а вы знаете какие-нибудь имена мальчиков? Данил, Слава, Никита. А девочек? Люда, Маша, Настя. Бывают ли имена, которыми можно назвать и девочку и мальчика? Саша, Женя.
- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. У наших новорождённых имён пока нет, а есть только бирки с цифрами. Какие цифры? Что они могут означать? девочка родилась первой, а мальчик – вторым.
Посмотрите, над коляской висят необычные часы с буквами.
Давайте прочитаем. Забава, Тихон. Как вы думаете, кому принадлежат эти имена? Какие интересные имена. Имя Забава, что может означать? Забавная, веселая. Как ласково можно называть Забаву? Забавушка. То же самое с именем Тихон. Имя Тихон означает тихий, спокойный. Ласково можно называть Тиша. Вы знаете какие-нибудь скороговорки с именами?
Игра «Скажи быстро» Дети проговаривают скороговорки:
1. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
2. Вставай, Архип - петух охрип.
3. Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.
4. Купила бабуся бусы Марусе.
5. У кролика Гришки четыре братишки: кролик Тришка, кролик Трошка, кролик Прошка, кролик Лешка.
6. Ваня в гостях у Фани, Фаня в гостях у Вани.
7. Варя варит, Жора жарит, Рома песенки поет.
8. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Давайте выучим новую скороговорку: Хотя Тихон ходил тихо, Тихон дела делал лихо.
Звучит запись с плачем новорождённых.
- Как можно успокоить малышей? Взять на руки, покачать, поиграть, дать пустышку, поменять пелёнки, развеселить.
Звучит песня «Антошка» музыка В. Я. Шаинского, слова Ю. С. Энтина.
Ребята, я присмотрю за малышами, а вы повеселите их танцем – шуткой «Антошка». Дети исполняют танец.
Ребята, посмотрите, чудо - цветок расцвел. Подойдем поближе. Возьмите себе по лепестку. Он поможет вам рассказать о себе.
Сначала нужно рассказать: кто ты – мальчик или девочка, как тебя зовут, что обозначает твое имя, как звучит полное имя, почему так тебя назвали, какое ласковое имя тебе нравится.
По окончании каждого выступления предложить детям назвать другие уменьшительно-ласкательные формы имени, например, Ванюша, Ванек, Иванушка, Ванечка. Похвалить детей за интересные истории.
Ребята, вы любите разгадывать кроссворды?
Сначала прочитаем слово по вертикали. Костя. Теперь по горизонтали. Катя, тезки. Какое здесь лишнее слово? Почему слово «тезки» лишнее? Кто такие тезки? Люди с одинаковыми именами.
- А у нас в группе есть тезки? Дети называют, выясняют, что у Кости З. и Кости О. – одинаковые имена, но разные фамилии.
- Чем мальчики похожи между собой? Каждый из них похож на своих родителей, у каждого – свои интересы.
-Что любит Костя З., а что Костя О.? Дети рассуждают.
- Правильно, молодцы, дети. У мальчиков одинаковые имена, каждый из них уникален и неповторим. Интересно, какая же Василиса написала нам письмо и приготовила интересные задачи Премудрая или Прекрасная? Ребята, посмотрите, на конверте стоит печать со странным узором. На что похожа печать? Да, это отпечаток пальца. Посмотрите на свои ладошки, что мы видим? Дети рассматривают ладошки и приходят к выводу, что узор на ладошках у всех разный. Давайте присядем на ковер и рассмотрим свои пальчики. Что вы видите? Линии. Линии у всех разные. Это говорит о том, что каждый человек уникален и не повторим. Что вы узнали в Волшебной стране Имени? У каждого человека есть свое имя. Люди отличаются отпечатками пальцев. Нам пора возвращаться домой. На память о Волшебной стране Василиса дарит чудесные карточки с написанными вашими именами. Попрощайтесь с Волшебной страной Имени и малышами: «До свидания Волшебная страна Имени! До свидания, малыши!»
Садитесь на ковер. Закрывайте глаза, мы взлетаем. Звучит мелодия «Полет на флипе» Е. П. Крылатов. Летим над лесами, полями, высокими горами. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Открывайте глаза. Ребята, как вы думаете, что еще можно написать на ваших карточках? Фамилию, полное имя, домашний телефон. Я предлагаю взять эти именные карточки домой и вместе с родителями написать там свое полное имя.