Елена Нурмухаметова
Конспект занятия по развитию речи «Тюмень в годы войны»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников (для детей подготовительной к школе группы).
Тема: «Тюмень в годы войны».
Цель: развитие словаря, лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников на основе знаний о подвиге тружеников тыла в городе Тюмени в годы ВОВ.
Задачи:
1) обогащать словарный запас детей по теме;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Тюмень в годы войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
2) развивать лексико-грамматический строй речи;
3) учить согласовывать речь с движением;
4) совершенствовать умение пересказывать с опорой на картины.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, доска, Игра «Что лишнее и почему?», сюжетные картины для пересказа.
Предварительная работа:
1) рассматривание иллюстраций о войне;
2) просмотр презентации «Тюмень в годы войны»;
3) беседа «Герои нашего города»;
4) сюжетно-ролевая игра «Военные профессии».
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня в нашей группе я обнаружила конверт. Давайте откроем и прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам командир 23 отряда внутренних войск РФ. Я поздравляю вас с наступающим Днем победы и хочу послушать какие вы накопили знания о войне. Поэтому предлагаю вам выполнить мои задания. За каждое выполненное задание вы будете получать букву. Из полученных букв необходимо составить слово. За правильно составленное слово, вас ждет награда!» - Ребята, в большом конверте есть еще 6 конвертов с заданиями. Как вы думаете мы справимся?
Дети: -Да!
Первый конверт (слайд №1 «Овчинно-меховая фабрика»): - Война ковалась не только на фронте, но и в глубоком тылу. В Тюмени во время войны работал овчинно-шубенный завод им. Кирова. Здесь выпускали полушубки и меховые жилеты для солдат красной армии. Задание: нужно подобрать как можно больше слов ответов на вопрос. Шубы шили какие для бойцов?
Дети: - Теплые, толстые, овчинные, длинные, короткие, меховые, пушистые, красивые, удобные, комфортные, мягкие, натуральные.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Тюменский овчинно-шубенный завод согрел десятки тысяч солдат. За выполненное задание вы получаете букву П.
Второй конверт (слайд № 2 «Мемориал «Прощание»): - Сквер «Прощания». Здесь находится памятник школьникам Тюмени не вернувшимся с войны. Именно здесь 21 июня 1941 года проходил выпускной бал, а 22 июня молодежь, добровольно пришли на эту площадь, чтобы отправиться на фронт защищать Родину. На фронте им пришлось освоить разные военные профессии. Задание: назвать военные профессии.
Как называется человек, который:
- летает на самолете? (летчик)
- ездит на танке? (танкист)
- служит в пехоте? (пехотинец)
- прыгает с парашютом? (парашютист)
- охраняет границу? (пограничник)
- метко стреляет? (снайпер)
- служит на флоте? (моряк)
- добывает информацию? (разведчик)
- работает на зенитном оружии? (зенитчик)
- обезвреживает взрывчатые устройства (сапёр)
- Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание вы получаете букву О.
Третий конверт (слайд № 3 «Поезд-баня»): - Банно-дезинфекционный поезд был сформирован в Тюмени в феврале 1942 года. Состоял из 10 вагонов с пятью телефонными точками. Цистерна на 50 тонн воды, раздевалка, парильня, душевая, одевальня, парикмахерская и вагон-клуб, где можно было отдохнуть. За один только час в бане на колесах могли помыться 100 солдат. Банно-дезинфекционный поезд ушел на фронт 7 февраля 1942 года во главе с машинистом-добровольцем Иваном Садаковым. Его боевой путь: Тюмень – Москва – Сталинград – Минск – Варшава – Берлин. До дня победы поезд дожил практически без повреждений. В 1942 г. Был награжден за оборону Сталинграда. Последний пункт его назначения – станция Прага. После чего поезд прибыл в Москву. В 1945 г. в ноябре был расформирован, где – не известно. Задание: проговорить стих о поезде с движениями (слайд № 4):
Поезд памяти.
Все никак не успокоюсь –
Слышу в сутолоке дня:
Мчится поезд, мчится поезд,
Окликающий меня.
Он не знает расписанья,
Он все там же на войне,
И наполнен голосами,
Обращенными ко мне.
И мелькают в окнах лица
В бездну канувших друзей,
Тех которым повториться
Не дано в судьбе моей…
- Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание вы получаете букву Б.
Четвертый конверт (слайд № 5 «Герои»): - Свыше 50 тысяч наших земляков отдали свою жизнь при защите Родины. 5 из них Герои Советского Союза. Это командир стрелкового батальона капитан Иван Безносков, механик-водитель танка Т-34 сержант Виктор Бугаев, командир батареи самоходных орудий капитан Леонид Васильев, летчик разведывательной авиации старший лейтенант Борис Опрокиднев и командир артиллерийской батареи капитан Виктор Худяков. Ребята, как вы думаете какими качествами обладали эти герои?
Дети: - Сильные, смелые, умные, быстрые, осторожные, внимательные, терпеливые, бесстрашные, решительные, выносливые, целеустремленные, стойкие, храбрые, сплоченные.
Воспитатель: - Отлично! Сейчас мы и проверим какие вы умные и внимательные. Игра «Что лишнее и почему?»
Снайпер, сапер, танкист, артист.
Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.
Танк, поезд, самолет, граната.
Медсестра, врач, санитар, сапер.
- Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание вы получаете букву Е.
Пятый конверт (слайд № 6 «Сквер сибирских кошек»): - В феврале 1944 года тюменская милиция в течение двух недель собирала по городу котов и кошек для отправки в Ленинград в Эрмитаж, где за время блокады развелось множество грызунов, представлявших угрозу для произведений искусства.
238 усатых стражей было отправлено в Северную столицу, где они дали начало новой популяции ленинградских кошек. Именно в их честь был назван сквер Сибирских Кошек на ул. Первомайской. Задание: посчитать сколько кошек изображено на фотографии.
Дети: - Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек, шесть кошек, семь кошек, восемь кошек и т. д.
- Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание вы получаете букву Д.
Шестой конверт (слайд № 7 «Госпитали»): - За годы войны Органы здравоохранения развернули в Тюмени 11 госпиталей в 26 зданиях. В них трудились более 60 врачей, сотни фельдшеров и медицинских сестер, которые оказали помощь 70 тысячам раненых и больных воинов Советской армии. Первых раненых Тюмень приняла 3 августа 1941 года. Благодаря усилиям врачей и медперсонала тюменских госпиталей 65% раненых возвращались в строй.
Операционные столы вместо столов учебных, вместо звонков и детского смеха раненные и запах хлороформа. Тяжело раненных отправляли на поправку в тыл, в институтах поликлиниках, школах оборудовали палаты и операционные. В госпиталь под номером 1500 заменявший в годы войны инженерно-строительный институт ныне ТИУ возложили обязанности головного. Он был хорошо обеспечен кадрами и занимался приемом и распределением раненых. В тюменских госпиталях работали уникальные хирурги. Один из них Павел Иванович Созонов. За время ВОВ он провел 5000 операций, порой уникальных. Один солдат во время боевых действий лишился обеих рук, помочь ему не решался ни один хирург во всей стране. На встречу ему пошел П. И. Созонов он расщепил кости так, что у пострадавшего появилось на руках 2 пальца. Искалеченных войной в тюменских госпиталях готовили к мирной жизни. Здесь они проходили курсы бухгалтерского, часового, сапожного дела. После войны тюменские хирурги получили сотни писем с благодарностями, тысячи спасенных жизней – это их вклад в победу.
Задание: пересказать услышанный рассказ с опорой на сюжетные картины о военных врачах и медперсонале.
На доске вы видите несколько картин. Вам нужно внимательно рассмотреть картины, послушать рассказ и пересказать с опорой на картины.
«Во время сражений Великой Отечественной войны многие бойцы получали тяжелые ранения. Раненным на полях сражений помогали санитары, медицинские сестры и врачи. Санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Передвижной военный госпиталь нередко располагался где-нибудь в рощице, куда доносилась канонада близкого фронта. Под пологом просторной брезентовой палатки стояли в один ряд столы, накрытые клеенкой. В таких палатках врачи делали операции: извлекали осколки, лечили раны.»
Дети совместно пересказывают рассказ.
- Хорошо, ребята! Отличный получился рассказ. За правильно выполненное задание вы получаете букву А. Давайте теперь разложим все буквы в том порядке, в каком вы их получили и попробуем прочитать слово.
Дети: - Победа!
Воспитатель: - Ребята, вы справились со всеми заданиями! И в награду капитан награждает вас всех медалями «За знания!»