Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Осень. Перелётные птицы»
Цель: расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц;
- дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц.
Развивающие :
- формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по теме „Осень, Перелётные птицы“ (подготовительная группа детей с ОНР)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
- формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме;
- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
Воспитательные:
- формировать навыки учебной деятельности;
- формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
III. Артикуляционная гимнастика.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Подведение итогов занятия.
I. Организационный момент
Действия педагога Действия детей Примечания
- Ребята, а какое время года сейчас за окном?
- Посмотрите в окно. Назовите признаки осени? - Сейчас за окном осень.
- Осенью становится холоднее, часто идет дождь.
II. Сообщение темы занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
- Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах. Как вы думаете, почему их так называют?
- Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.
- Это происходит осенью.
III. Артикуляционная гимнастика
Действия педагога Действия детей Примечания
- Выполним несколько упражнений: надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.
«Часики» : Тик – так, тик – так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Орешки» : Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
«Качели» : На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И всё выше поднимаюсь,
А потом вниз опускаюсь.
- А теперь повторяйте за мной:
ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,
ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,
АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
IV. Изучение нового материала
Действия педагога Действия детей Примечания
- А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края?
- Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
Рассказ педагога.
- Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: «насекомоядные». Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите: «водоплавающие». - Птицы летят стаей.
Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.
На доске появляются картинки с изображением птиц.
V. Физкультминутка
Действия педагога Действия детей Примечания
Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Подняли руки вверх;
наклоны туловища влево-вправо;
руки в стороны;
повороты туловища влево-вправо;
руки вытянули вперед;
наклоны вперёд-назад;
приседания.
VI. Закрепление изученного материала
Действия педагога Действия детей Примечания
1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
- За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Птица -.
Крыло - …
Голова - …
Лапа - …
Хвост - …
3. Игра «У кого какое тело?»
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?
Значит, скворец какой?
-Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
– У него чёрное крыло? Значит, он…
4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц, закрашивание.
Физкультминутка
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
И очень бесшумно
На место садятся.
5. Развитие навыка связной речи. Загадывание загадок.
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
На шесте дворец.
Во дворце – певец.
6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки».
7. Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».
- Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
…наступила осень.
… они питаются насекомыми.
… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.
… они приносят большую пользу.
…птичка
…крылышко
…головка
…лапка
…хвостик
Короткий.
Короткохвостый.
Длиннохвостая.
Остроклювый.
…чернокрылый.
Аист.
Грач.
Кукушка.
Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.
Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.
Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.
Действия детей согласно стихотворному тексту.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались?
Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных, обсуждать, правильно ли получилась группа.
VII. Подведение итогов занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
-Какие птицы называются перелетными?
- Каких вы знаете перелётных птиц?
- Каким образом птицы улетают в тёплые края?