Ольга Шишелова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Русская национальная одежда» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему : «ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ» для детей старшей группы.
Автор: Шишелова Ольга Владимировна
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Русская национальная одежда“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Воспитатель МБДОУ Центр развития – «Детский сад №59 «Цыплята» г. Северодвинска Архангельской области.
Цель: Развивать у детей представление об истории цивилизации.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с русской национальной одеждой.
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи.
3. Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея).
4. Воспитывать эмоциональность и мимическую выразительность через психогимнастику.
5. Продолжать формировать просодику речи (сила голоса, ритм, темп, используя элементы логоритмики.
6. Воспитывать культуру поведения.
Материал:
Инсценирована выставка старинной одежды : рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, кепка; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей кафтан» : (2 карточки размера (30 на 40) на одной нарисован кафтан, на другой сарафан, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету кафтана и сарафана); индивидуальные карточки с заданием на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; посещение Краеведческого музея г. Северодвинска «Русская изба»; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.
Ход занятия:
1 Часть:
- Дидактическая игра «Здравствуйте»
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.
- Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
- Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про Алёнку-малёнку
Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»
Алёнка-малёнка,
Платье из лёнка
Как хороша,
Девица – душа.
На головке кокошник
На ножках сапожки
А в ушах серёжки,
В руках лукошко морошки.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:
- Для чего нужна одежда?
- Что было бы, если бы одежды не было?
- Одежда – это хорошо или плохо?
- Когда одежда – хорошо?
- Когда плохо?
- Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.
- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать.
А теперь закройте глаза.
2 Часть:
Мы оказались с вами на выставке.
- Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин) Для мужчин.
- Что это, ребята? Кепка. Давайте хором скажем: кепка.
- В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят.
- Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала.
- Посмотрите, теперь, на эту работу – это рубаха - косоворотка.
- Кто из вас догадался, почему она так называется?
-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.
- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка.
- Из каких слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)
- Аня, скажи: косой + ворот = косоворотка.
- Полюбуйтесь, ребята, на этот наряд, какой он красивый. Это кафтан (дети хором)
- Вероника, расскажи нам о кафтане.
Рассказ ребё нка: - Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава»
- Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо? (лениться, не стараться)
- Итак, что это такое? Кафтан.
- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?
- Маша. Повтори слово, повторяя звук «К»
- Молодцы!
Физкультминутка:
Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»
- Ребята, встанем в круг и споём песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.
- А теперь пойдём в другой зал нашей выставки. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого?
(для женщин)
- Что это, ребята?
- Рубаха.
- Кто хочет рассказать мне о ней?
Рассказ ребё нка: - Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. – Что такое орнамент?
- Узор, который повторяется.
- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.
- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором.
- Это душегрея. Скажите хором: душегрея.
Рассказ ребё нка: - Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором.
- Артём, скажи душегрея.
- Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)
(душа, греет)
- Что получилось?
- Почему она так называется?
-Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу. Интересно?
Психогимнастика:
- А давайте немного поиграем.
- Девочки встаньте на ковёр, который слева от меня, мальчики справа.
- Девочки представьте, что вы надели на себя красивые рубашки, расписные сарафаны, узорные душегреи. Вы радостные красуетесь и крутитесь перед зеркалом.
- А мальчики восхищаются красивыми девочками. (Можно встать на одно колено перед девочкой, поцеловать руку и т. д.)
- Молодцы, у вас здорово получилось.
Дальше рассматриваем экспонаты.
- Ребята, как называются эти предметы?
- Головные уборы.
- Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова). Повторим ещё раз: кокошник.
- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором
Скажем: чепец. Повторите каждый по отдельности.
- А сверху чепца одевали платок.
- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?
(опозориться)
- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.
- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки.
- Ребята, у нас на выставке случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Кафтан и сарафан износились.
- Задание: мальчики зашивают кафтан, а девочки – сарафан.
Дидактическая игра «Зашей кафтан»
- Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки, чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки.
- Маша, почему ты положила именно эту заплатку на дырочку? (потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и сарафан красный)
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
- Пора возвращаться нам в группу.
-А теперь закройте глазки.
3 Часть:
- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка? А в группе нас тоже ждёт сюрприз – загадка.
- Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами листочки, в них спряталась одежда. Можно отгадать, если соединить только зелёные точки.
- Вика, что у тебя получилось? (рубаха)
У всех получилась разная старинная одежда. Молодцы!
- Возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели. Дома эту одежду украсьте красивым орнаментом и принесите в садик.
- А в саду мы организуем выставку одежды и пригласим полюбоваться детей из другой группы.
Итог:
- С чем мы познакомились?
- Что нового узнали?
- Какие новые слова?