Елена Кандакова
Конспект занятия по развитию познавательных способностей с детьми старшего дошкольного возраста «Кто такие ёжики»
Конспект занятия по развитию познавательных способностей с детьми старшего дошкольного возраста «Кто такие ёжики»
Автор: Кандакова Е. А. МКДОУ №8 с. Вострецово
Цель:
углублять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни ежей; продолжать обучать умению сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения;
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных способностей с детьми старшего дошкольного возраста „Кто такие ёжики“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
развивать умение связно и последовательно составлять небольшие рассказы, обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать бережное отношение к животным, формировать умение проявлять заботу, испытывать положительные эмоции; воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
Материалы и оборудование:
Игрушка ежа; цветные карандаши, бумага; лекало разных животных; набор геометрических фигур; тактильный рукав; картинки с изображениями насекомых; клей; схема лабиринта; музыкальный центр.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в группу и здороваются с гостями.
- Ребята, посмотрите, как изменилась наша группа, здесь теперь лесная полянка. Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие по лесу. Чтобы нам попасть в лес мы поиграем (проводится ритмическая игра «Мы идём во лесок») дети под музыку выполняют движения – приложение 1.
- Вот мы и пришли. Давайте представим с вами, что мы оказались в летнем лесу, ночью.
Кузнечики умолкли, лягушки квакать перестали. Не слышно птиц, только далеко – у-у-у доносится до нас. Топ-топ-топ слышится в ночной тишине. Кто же это, ходит ночью по лесу? (предположения детей).
- Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл? (ответы детей)
- Вы правильно назвали этого зверька. Это ёжик. Сегодня вы много услышите интересных историй о еже.
-Ребята, ёж давно уже здесь, только нужно его найти. Подойдите к столам и найдите нужное лекало, обведите его и дорисуйте нос, глазки, лапки (дети выполняют задание)
- Посмотрите внимательно, чего у ёжика не хватает? (ответ детей). Нарисуйте ежу иголки (дети рисуют). А вы знаете, зачем ёжику так много иголок? (ответы). Иголки нужны для защиты от лис, волков, собак. Свернётся ёж шариком – кто прикоснётся, тот уколется.
- Какие у нас получились колючие ёжики, молодцы. Вспомните, пожалуйста, какие колючие животные ещё есть? (ответы)
- Посмотрите, какой длинный носик у ёжика. Как вы думаете, зачем ему такой нос? (ответы). Ёжик охотится ночью, острый нюх помогает ему отыскать добычу.
- А вы знаете, чем питается ёж? Вам будет нужно выбрать из картинок пищу для ежа (дети выполняют задание, называют и объясняют).
Червяками, жуками, гусеницами, слизняками, личинками, мышатами, ящерицами. Иногда нападают на змей. Часто бегают к фермам и ждут, когда доярки прольют молоко мимо бидона. Уж очень им молоко нравится. А вот грибы, яблоки, груши ежи не едят. Они их носят на своих иголках, как ароматизирующие средство, отпугивания вредных насекомых, которые прячутся между иголками и очень беспокоят ежей. Лапки у ежа короткие, и он никак не может прогнать насекомых. Вот и собирает ёж яблоки, грибы, пахучие травы.
(Проводится пальчиковая гимнастика) приложение 2
- Ребята, представьте, что ваша рука – ёжик. Сейчас ваши ёжики отправятся на охоту. Вы будете по очереди доставать добычу из мешочка. Поймайте, пожалуйста, вот такого «жука» (показываю геометрическую фигуру) (Дети описывают нужную фигуру и достают из тактильного рукава).
- А кто знает, где живут ёжики? (ответы). В норках, которые строят под корнями кустов и деревьев. Выбирают ежи места посуше, сырость они не любят. Давайте отдохнём и сделаем разминку с «ёжиками» - приложение 3
- Наш ёжик жил под высоким деревом. Где же это дерево? Поможем ежу добраться по лабиринту до дерева (каждый ребёнок находит дерево по схеме)
- Покажите свою левую руку, посмотрите на неё внимательно. Похожа она на дерево? (ответы). Положите руку на лист рядом с ёжиком, которого мы рисовали в самом начале занятия, и обведите руку, растопырив пальчики (дети обводят левую руку).
- Какие красивые деревья у нас получились! Только на деревьях чего-то не хватает (ответы) Правильно – листочков. Листья какой формы бывают на деревьях? На берёзе? И т. д.
- Сейчас и на ваших деревьях появятся листочки. Вам надо их выбрать, разместить и наклеить. Мальчикам – маленькие жёлтые круглые, девочкам – маленькие красные овальные (Дети выбирают из геометрических фигур нужное и наклеивают)
- Теперь наши деревья имеют законченный вид. Получилось очень красиво.
До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придёт – укрывшись опавшей листвой, спят в норе до весны. А снег начинает таять, и ежи просыпаются, бегут по своим ежиным делам. А мы с вами ребята возвращаемся по дорожке назад в группу (дети проходят по «дорожке»)
Подводится итог занятия.
Приложение 1
Ритмическая игра «Мы идём во лесок»
Мы идём во лесок,
Будь внимателен, дружок (ходьба)
Впереди ручеёк,
Перейти – вот мосток (на носочках)
Пробирайся осторожно –
Замочить здесь ноги можно (высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке (прыжки)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом (приседают)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути (лёгкий бег)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок.
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Ёжик быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Приложение 3
Динамическая пауза «Ёжики»
Приходили, приходили (ходьба на месте)
Ёжики, ёжики (резко сжимают и разжимают пальцы)
Наковали, наковали (стучат кулачком о кулачок)
Ножницы, ножницы (перекрестные движения руками)
Бег на месте, бег на месте
Зайчики, зайчики (показывают двумя пальцами ушки зайца)
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе! Девочки! Мальчики!