Ольга Морозова
«Виды транспорта». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Виды транспорта»
Цели и задачи:
• Формировать у детей обобщённое понятие «транспорт»;
• Развивать умение различать и называть виды транспорта, профессии людей, связанных с транспортом;
• Активизировать словарь: ангар, затон, депо.
Публикация «„Виды транспорта“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
• Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование:
• Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
• Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
• Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.
• Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
• Оборудование для аппликации.
Активизация словаря: Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный.
Методические приемы:
• наглядные,
• словесные,
• игровые,
• практические
Предварительная работа:
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств.
Беседа, дидактические игры.
Занятие о правилах дорожного движения.
Ход занятия:
I часть: Воспитатель - В девять ровно по режиму
Есть занятие у нас.
Чем мы будем заниматься,
Кто ответит мне сейчас?
Дети – Занятие по развитию речи. Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…
Воспитатель – Тогда не будем терять время. Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках?
Дети - (Клоун.)
Воспитатель – Это необычный Клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых прикреплен конверт. Хотите узнать, что в нём?
Дети – Да!
Воспитатель – Дети, в конверте, загадки. Давайте отгадаем их.
• Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
• Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет. Что такое? (Самолёт).
• Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.
И помчались, в путь далёк, лишь оставили дымок. (Поезд).
• Я в любое время года и в любую непогоду,
Очень быстро в час любой, провезу вас под землёй. (Метро).
Воспитатель – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
Дети – О транспорте.
II часть: Воспитатель – Правильно, о транспорте. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют?
Дети – Транспортом управляет человек.
Воспитатель – Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда подрастёт, выберет, чем ему заняться и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.
Послушайте загадку: Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор, знает он, что я - …
Дети – Шофёр.
Воспитатель - Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?
(Ответы детей).
Воспитатель - Какие это люди по характеру?
Дети - Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.
Воспитатель - Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно! Послушайте стихотворение «Шофёры» :
Шуршат по дорогам весёлые шины.
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове - важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
Клоун одобрительно качает головой.
III часть: Воспитатель – Предлагаю поиграть (Д/игра «Все профессии важны»)
(Выставить на наборное полотно картинки по теме «транспорт»)
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный шофёр.
- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).
Воспитатель показываю детям все просмотренные ранее картинки.
Воспитатель - Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
Воспитатель - Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете?
Дети - Наземный, подземный, воздушный, водный.
Воспитатель - Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?
(Ответы детей).
Воспитатель – Предлагаю ещё поиграть. (Д/игра «Едет, плывёт, летит»)
Вы, дети, выбираете себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
Воспитатель - Молодцы! Клоун доволен вашими знаниями. А вот ещё одна интересная игра «Угадай на слух вид транспорта».
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Физкультминутка: «Грузовой поезд»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Воспитатель - Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше, появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.
IV часть: Воспитатель - А сейчас я расскажу вам, в какой последовательности появлялись виды транспорта. (Рассказ воспитателя о видах транспорта).
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Воспитатель – предлагаю поиграть: Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Воспитатель - Очень много лет домашние животные и ветер, верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Чистоговорка «Поезд»
Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.
Воспитатель - Продолжим наш рассказ.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Физкультминутка «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя «Заводим моторы! (Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
Воспитатель - Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
V часть: Воспитатель – Предлагаю в память о нашей встрече изготовить подарок Клоуну - Аппликация «Воздушный шар»
Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.
Воспитатель – В заключение нашей беседы, Клоун просит исправить неточности на картинках: вагон без одного колеса и двери, железная дорога без шпал, поезд без локомотива и т. д. Дети, давайте дорисуем картинки и устроим выставку.
Ребята устраняют ошибки и рассказывают, какие неточности они устранили.
Воспитатель - Нам с Клоуном очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофёром, или капитаном, или лётчиком, или машинистом. В знак благодарности Клоун хочет вам подарить свои шарики.
Дети – Спасибо! До свидания!
Составила: Морозова Ольга Николаевна,
воспитатель I категории МБДОУ «Д/сад
общеразвивающего вида «Колобок»
г. Алдан Республика Саха (Якутия)