Татьяна Скрягина
Приобщение детей к народной культуре Кубани. Сценарий праздника «Кубанские посиделки»
Задачи:
Приобщить детей к народной культуре Кубани.
Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.
Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.
Способствовать творческим инсценировкам кубанского творчества.
Создать положительный настрой у детей.
Предварительная работа:
Публикация «Приобщение детей к народной культуре Кубани, Сценарий праздника „Кубанские посиделки“» размещена в разделах
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2014
Беседы: «Семья. Уважение и почитание отца в кубанской семье», «Святой угол в хате», «Символы Кубани», «Казачий костюм», «кубанский фольклор»
Ручной труд: плетение коврика, конь для казака, куклы из ниток: казак и казачка, прикроватный коврик «писанка».
Музыкальные занятия: пляска «Плетень», песня «Месяц тонкий над рекой», песня «Позолоченная прялица».
Материал для занятия:
Костюм казака и казачки, пирог, рушник, скатерти, салфетки, платочки, вышивки картин, занавесочки, кисеи, рубаха, домотканые половики и вязанные крючком круглые коврики, икона и другие кубанские атрибуты вещей для оформления горницы. Для рукоделия – сундук, прялка, веретено, спицы, крючок, пяльцы. Посуда: крынка, макитра, чашка, деревянные ложки с длинными ручками, самовар, плетенные вазочки из талыша, плетеные корзины разного назначения. Магнитофон, записи кубанского ансамбля «Кумовья». Для работы за столами: пряжка, картонные шаблоны, ножницы, нитки крепкие для завязывания, полузаготовка туловищ коней.
Словарная работа:
Прялка, веретено, пяльцы, вытынанка, писанка, талаш, настольник, рушник, станица, хата, горница, казак, казачка, посиделки, атаман, оберег, божница, лучина, шашка, палаха, чоботы кубанка, кириса, кохта, шлычка, тужука, нагайка.
Ход занятия:
Зал оформлен в старинном кубанском стиле : на стенах повешены вышитые занавески, прикроватная писанка, вывешены работы детей. Создан святой угол. Кровать с тремя подушками оформлена в кубанском стиле, поставлен стол с предметами кубанского быта самовар, крынка, макитра, деревянные ложки с длинными ручками, плетенные вазочки. Прялка и другие предметы для рукоделия. Лавки с домоткаными половиками.
Встречают гостей дети в кубанских костюмах казака и казачки. Казачка держит рушник с пирогом.
Казачка: Здравствуйте, добры хлопцы и красны дивчины. Хлеб да соль Вам. Милости просим в нашу хату.
Казак: Дброму гостю – красное место! Проходите, гости честные, рассаживайтесь. В тесноте да не в обиде.
Воспитатель: В отчем крае живем ты и я.
С детства нам дорога
Кубань наша родная,
Ты на свете как мать одна.
- Ответьте, пожалуйста, что вы знаете о нашей Родине – кубани?
Как в старину называли мужскую часть населения? (казаки)
Кто является лучшим другом и помощником казака? (конь)
Какое любимое блюдо на Кубани? (хлеб, борщ, вареники)
Столица Кубани? (Краснодар – Екатеринодар)
Как называют самую красивую комнату в хате? (горница)
Почему ее так называют? (на Кубани словом красивая называли – гарная)
- Правильно. А еще ее можно назвать светелка. Как вы думаете, почему (много света, самая светлая).
- Верно, в ней много света. В нашей комнате много света отчего? (большие окна и электрические люстры). А давным-давно, когда на Кубани еще не было лампочек, зажигали в хатах лучину.
- Для чего же нужен был свет после рабочего дня? (чтобы дальше делать домашние дела, рукодельничать).
- Какие предметы вы еще видите в нашей горнице? (крынка, макитра, вазы из талыша, корзины, сундук).
- Что хранили в сундуках? (одежду, приданное, детсчкое белье, рушники, постельное).
- Сто нам гадать и думать, давайте откроем и посмотрим, что в нем лежит. Ой, что-то он не открывается. Я поняла, этот сундук не простой, а с секретом. Он откроется только тогда, когда мы вспомним пословицы и поговорки о труде. (ответы детей)
Горька работа, да сладок хлеб.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.
Труд кормит, а лень портит.
Почет и труд рядом живут.
Где труд, там и счастье.
Где работано там густо, а в ленивом дому – пусто.
Будешь трудиться, будет у тебя хлеб и молоко водиться.
Воспитатель: Молодцы! (открывает сундук, показывает вышетые вещи). Для чего, как вы думаете,украшали одежду? (для оберега, для красоты, чтобы помнили, чтобы любили, чтобы не болели). Собрались мы с вами на посиделки не только речи говорить, но и рукодельничать. Давайте покажем и мы свое умение.
Работа за столами: девочки делают из ниток кукол «казачку и казака» (ручной труд из пряжи); мальчики – из бумаги «коня» (ручной труд из картона и бумаги); остальные создают атмосферу, имитируя работу вышивки на пяльцах, крючком – кружево, на спицах – носочки, и прочее.
Исполняется песня «Позолоченная прялица» (хором без музыки).
Воспитатель: Засиделись мы за работой, пора бы и поиграть.
Игра «Сбей казака с коня».
Два ребенка становятся на маленькие лошадки на палочках друг против друга и подушками срараются сбить друг друга.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же еще было обязательно в каждой хате? (красный угол, божица, икона).
- Для чего она служила? (она оберегала жилье, домочадцев, чтобы дети не болели, чтобы в хозяйстве все было хорошо, свадьбы и похороны проводили, встречали и провожали казаков из дома, молились о здоровье близких)
Воспитатель:
Как хороша земля родная
Другой такой мы не найдем
Споем мы о Кубанском крае
О нашей Родине споем!
Исполняется песня «Месяц тонкий над рекою».