Татьяна Щукина
Конспект занятия в старшей группе по приобщению детей к истокам народной культуры «Изба-красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить со строением и украшениями деревенской избы; познакомить с новыми понятиями «изба», «деревня», «причелины», «наличники», «ставни», их назначением; знакомить с символами солнца, деревянного коня, петуха; обогащать словарный запас детей пословицами, поговорками, загадками; воспитывать желание сделать доброе дело для другого (для Гриши);создавать хорошее настроение от полученного результата.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по приобщению детей к истокам народной культуры „Изба-красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Материал и оборудование:
1. Макет бумажного дома для украшения.
2. Отдельные части избы – окна (2 шт., крыльцо, дверь.
3. Элементы украшений – причелины, наличники, петушок, солнце.
4. Домики для продуктивной деятельности (по 1 на каждого ребёнка).
5. Иллюстрации с изображением деревенских домов.
6. Макет мини-деревни, для выставки украшенных домов.
7. Видеозапись «Деревня бабушки Арины».
8. Комплект украшений из бумаги на каждого ребёнка (причелины, наличники 2 шт., солнышко, петушок).
Предварительная работа:
Закрепление пословиц о труде, работе.
Беседа о русских народных головных уборах, вспомнить понятия – кокошник, лента.
Закрепление знакомых потешек о солнышке, петушке.
Ход занятия:
Дети входят в зал, видят Гришу за занятием (куклу в народном костюме)– сидит с ножницами, что то мастерит. Перед ним стоит макет бумажного домика.
Вед. - Здравствуй, Гришенька! Чем это ты занят (наклоняется к Грише, слушает, что он говорит)- Да вот, хочет Дуняше домик деревенский смастерить, пусть полюбуется, какие красивые домики в деревне у его бабушки Арины есть. Ой, какое хорошее занятие ты себе придумал! А можно мы тут у тебя присядем и побеседуем с ребятами. У нас разговор будет интересным, заодно и ты послушаешь. (дети садятся).
- Ребята, а вам знакомо слово – деревня (высказываются дети). Давным – давно, люди строили себе дома из дерева. Назывался такой дом – изба. А место, где были построены деревянные дома, так и называлось – деревня, от слова дерево, потому что дома были деревянные. Давайте вместе скажем это слово. Вот в таком деревянном доме живет Гришина бабушка, хотите посмотреть?
(показ видеокассеты). Ну как, понравилась вам бабушкина деревня? Избы как бы хвастаются друг перед другом: - Я красивая, - говорит одна. – А я – еще красивее, - говорит другая. Правда? И украшены все по разному. Об этих украшениях мы сегодня и поговорим, но сначала, давайте поможем Грише достроить подарок для Дуняши. И сделаем мы это с помощью загадок.
(игра «Строим дом»). Итак, первая загадка.
-Мы для дома – вроде глаз,
Он совсем слепой без нас!
- Что это ребята? правильно, это окна. У каждого человека есть глаза, так и у каждой избы есть окна. (У окон есть ставни (показ, проходя мимо, каждый мог видеть: открыты утром ставни, значит хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома. Давайте вместе скажем «ставни».(крепим окно на дом с помощью липучек).
А вот еще загадка:
- Пока ее за ручку, рукою не возьмешь,
Ни из дому не выйдешь,
Ни в дом не попадешь!
- О чем эта загадка? Правильно, это дверь. Хозяин, живущий в доме, отворяя дверь каждому приходящему
говорит: «В доме расписном я живу, в избу всех гостей я приглашу!» (ребенок крепит дверь на дом).
И еще есть загадка для вас.
- Крутая гора,
Что ни шаг, то нора.
Как вы думаете, о какой части дома эта загадка? Да, ребята, это лестница, которая вела на крыльцо. Теплыми вечерами собирались на крыльце, посидеть, поговорить, обсудить новости. Так и говорили: «Жить в соседях, быть в беседах». Скажи, Юля, как называется место, где собирались поговорить? Иди, прикрепи крыльцо к нашему дому.
Вот мы и помогли Грише достроить подарок для Дуняши.
А сейчас, Гриша, приглашаем тебя поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (пилят, рубят топорами, забивают гвозди, танцуют; Гриша сидит в середине и отгадывает, что делают дети).
- Ну, ребята, присаживайтесь, отдохните. Хорошо вы показали, как трудиться надо, чтобы дом построить. А может еще и пословицы вспомним о труде, работе? И Гриша послушает.
- Дом построить, не шапку на голову надеть.
- Умелые руки работы не боятся.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Землю красит солнце, а человека труд.
- Замечательно, ребята. Молодцы. Конечно, дом построить нелегкое было дело, но избу нужно было построить не только теплую, прочную, но и красивую. А для этого тоже нужно, ох, как потрудиться! Посмотрите, как украшали свои дома люди, чтобы приятно было мимо такого дома пройти (показ иллюстраций).
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Обратите внимание, какие нарядные избы, словно русские красавицы. И действительно, избу раньше сравнивали с русской девушкой. Ее также наряжали, словно В первую очередь украшали «лицо» избы, ту стенку, что смотрела на улицу. Скажите, ребята, что самое заметное на нашем лице? Правильно, глаза. А самыми заметными на лице избы были окна. Каждое окно было непременно украшено. Наши глаза украшают ресницы, а окна украшали – наличники. Накладывали их на лицо, поэтому название – наличники. Повторите. Вот так украшали окна наличниками (показ на доме). Повыше окон узорчатая доска, которая называлась – лобовая. Потому что напоминала ленточку на лбу русских красавиц. Вспомнили? Вот здесь располагалась эта лобовая доска (показ на доме). Ребята, напомните, что надевала русская красавица на голову? Конечно, кокошник. И у избы есть кокошник – вот такие кружевные причелины. Скажем вместе – причелины. Называются они так, потому что расположены при лбе. Наши бабушки называли лоб – челом, отсюда название – причелины, при челе (показ на домике). По центру – «полотенце», доска, на которой было главное украшение дома – круг – «солнышко». Ведь солнце в жизни людей – это тепло и радость. Кто из вас хочет рассказать про солнышко? (потешки о солнышке). А на самом верху крыши красовалась голова деревянного коня – символ счастья. Еще там мог гордо восседать вырезанный из дерева петух – птица, встающая с солнцем. И как будто говорил петушок проходящим мимо дома людям, что хозяин не ленив, встает рано, везде поспевает.
Вот и украсили мы нашу избу. Красиво у нас получилось? Давайте еще раз вспомним, как же называются украшения, которые сделали нашу избу такой нарядной. (закрепление новых терминов).
Ну, что ж, теперь можно отнести этот домик Дуняше, пусть порадуется. Только что же останется у нашего Гриши? Что будет напоминать ему о деревне его бабушки? А может, сделаем для Гриши маленькую деревню, деревушку? И тогда ему не будет грустно вдали от своей любимой бабушки. Рассаживайтесь, ребята, и посмотрите, вот здесь мы расположим свою деревню. Каждый из вас украсит домик и поставит на этой улице. Приступайте к работе, мои дорогие.
(под народную мелодию дети украшают бумажную избу наличниками, причелинами, лобовой доской и полотенцем. Наверху мальчики устанавливают голову коня, а девочки – петушка, (все избы ставят на макет деревни).
- Молодцы, ребята, Гриша очень рад, посмотрите, как он улыбается. Эту деревушку мы поставим ему в избу, пусть смотрит и радуется.