Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Как рубашка из поля пришла»

Валентина Михайлова
Конспект занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Как рубашка из поля пришла»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Познакомить детей с традиционным русским костюмом и народными обычаями;

с процессом выращивания льна и его обработки.

Учить называть старинные слова, обозначающие название одежды и головных уборов.

Развивать интерес к культуре русского народа, к его самобытности.

Воспитывать любовь и уважение к России, русскому народу.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация: формировать грамматический строй речи; развивать связную и диалогическую речь.

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в выпускной группе „Как рубашка из поля пришла“» размещена в разделах

Словарная работа: кафтан, кокошник, зипун (меховая одежда, кушак, лыко, лапи.

Материал: иллюстрации костюмов русской народной одежды; головной убор «кокошник», лапти.

Предварительная работа: посещение краеведческго музея, рассматривание слайдов, чтение художественной литератеры, знакомство с народно-прикладным искусством.

Ход занятия

Воспитатель

В какой стране мы живём? (в России)

Мы живём в великой стране, которая называется Россия. Наша страна огромна: есть океаны и моря, горы и леса, реки и озёра.

Люди разных национальностей проживают в нашей стране, а объединяет всех русский язык, на котором они говорят.

Хотите узнать о том, как жили русские люди в старину, какую одежду носили.

Воспитатель

Русский народ очень талантливый и изобретательный. Много из того что придумали раннее, мы используем и сейчас.

Прежде чем вы услышите рассказ о старине, я бы хотела узнать для чего людям нужна одежда?

-Защищает от холода, жары, от болезней.

- Где шьют одежду?

- В ателье, на швейных фабриках.

В старину на Руси не было швейных фабрик, женщины шили одежду сами. Давайте послушаем рассказы детей «Как льняная рубашка в поле выросла» (зараннее подготовленные дети)

1 ребёнок

Когда тёплые весенние лучи прогрели землю от зимних холодов, выходили в поле крестьяне, разбрасывали маленькие блестящие зёрна, сеяли лён. Всорее появилась шелковистая травка. Она подросла, и на ней появились голубые цветочки.

2 ребёнок

Когда цветочки опали, люди выдёргивали лён с корнем, вязали снопы, ставили их в поле сохнуть. Затем снопы льна топили в речке — вымачивали. Чтобы снопы не всплыли сверху клали камни.

3 ребёнок

Вымоченный лён сушили, затем мяли, колотили во дворе, чесали железной расческой. Лён делался мягким и шелковистым.

4 ребёнок

Долгими зимними вечерами пряли из льна нити. Затем ткали на ткацком станке, переплетали все нитки вместе.

5 ребёнок

Когда холст был готов, зимой его на снег расстилали, морозили. Весной расстилали на траве, грели на солнце, периодически брызгая холст водой. Так холст из серого становился белым.

6 ребёнок

Теперь из льняного холста можно было шить рубашки, платья, сорочки. Так льняная рубашка в поле выросла.

Воспитатель. Теперь поговорим об одежде, которую носили русские люди в старые времена. Повседневной одеждой мужчин были рубашка да штаны. Поверх рубахи одевали кафтан. Женщины носили рубашки-сорочки и сарафаны. Послушайте какую потешку сочинили про кафтан.

Дети инсценируют диалог:

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

А велика дыра?

Остались одни рукава.

Воспитатель. Если было холодно под кафтан поддевали зипун, подбитый заячьим или собачим мехом. Как вы думаете для чего надевали меховые зипуны?

Дети. Мех хорошо держит тепло и спасает от переохлаждения.

Воспитатель. Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Кушак- широкий матерчатый пояс. Найдите в своей одежде эту детадь. Раньше на одежде не было карманов. Они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, ложку, мешочек для денег.

Воспитатель. Какие головные уборы носили?

Дети. Шапки.

Воспитатель. Поначалу и богатые и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки, самые разные: остроконечные, округлые, с отворотами. Потом богатые стали шить себе из дорогих тканй: бархата, шёлка.

Женщины и в городе и в деревне носили расшитые рубашки-сорочки.

Только бедные шили из льна, а богатые из шёлка. Поверх рубашки-сорочки носили длинные сарафаны, украшенные лентами, вышитая узорами: цветами, солнцем, птицам и просто крестиком. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.

В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали.

Давайте посмотрим, как это было.

Инсценирование под русскую народную мелодию (девочки).

Девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах, приговаривая:

Первый раз вышивали, светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звёздами.

Второй раз вышивали красно солнце со лунами

Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.

В третий раз вышивали сине море со волнами

Сине море со волнами, с белыми облаками.

В четвёртый раз вышивали чисто поле со кустами

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

Все вместе: серединку украшали светло-синими цветами.

Воспитатель. Какие работящие девицы и сарафаны у них очень нарядные.

В холдное время года надевали короткую кофту на лямках с застёшкой впереди, которая называлась душегрейка. Или надевали телогрею-кофту, сшитую по талии с воротником и длинными рукавами.

В те давние времена женщинам разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник- вот таким (показывает кокошник). Зимой носили шапки, отороченные мехом.

А теперь рассмотрим обувь. Которые носили русские люди в старину. Очень-очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко распространены были лапти. Их плели из лыка — коры липы (показывет лапти). Чтобы сплести одну пару лаптей, нужно снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ноги лапти подвязывали верёвками, обматывали вокруг. Позже научились шить сапоги, только их носили богатые, у бедных не было денег.

Дидактическая игра «Сравни»

(сравнение мужской и женской одежды)

Воспитатель. Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую и удобную одежду.

Дети. Мастеровой, изобретательный, трудолюбивый, работящий.

Воспитатель. Какие пословицы о труде вы знаете, которые передаются русски народом из поколения в поколение.

Пословицы о труде

Терпение и труд всё перетрут

Какова пряха, такова наней рубаха

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Труд человека кормит, а лень портит

Ремесло есть-пить не прсит, а само кормит

Воспитатель. О какой стране мы сегодня говорили?

Дети. О Рссии, о русском народе, об одежде русского народа, как рубашка из поля пришла.

Воспитатель. О России написано много красивых строк. Вот послушайте.

(Рассказывает стихотворение зараннее подготовленный ребенок)

Для меня, Россия — белые берёзы,

Для меня Россия — утренние россы,

Для меня Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа,

У моей России — длинные косички,

У моей России — голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша — это мы с друзьями.

Воспитатель. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами — россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

«Если дружба велика — будет родина крепка»

Публикации по теме:

Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»)Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Цели игры «Волшебный фонарик»: 1. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. 2. Развивать зрительное внимание. 3.

Примерный конспект игры с правилами в старшей группе детского сада. Подвижная русская народная игра «Пирог» Программное содержание: Научить детей играть в подвижную русскую народную игру «Пирог»; познакомить с правилами игры, выучить слова к игре;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Как рубашка из поля пришла»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 21:43
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Как рубашка из поля пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД