Галина Гранина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Цель: Познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи: Формировать умение согласовывать слова в предложении. Развивать внимание, мелкую моторику. Учить отвечать на поставленные вопросы.
Тип занятия : Традиционное, интегрированное, комбинированное.
Материалы и оборудование: Емкость со снегом, пакет с крахмалом, большой лист синей бумаги, 3-4 блюдечка с мукой, по две пробки от пластиковых бутылок на каждого ребенка.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдение на прогулках, игры со снегом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Слушание музыки: «Метель».
2. Основная часть.
- Дети, сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом.
Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река.
Сосны и ели оделись в снеговые шубы. А в низу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, тоже в белые шубки одели.
Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз не мороз».
- О каком времени года рассказ? (О зиме)
- Как вы догадались? (Зимой на небе часто появляются серые снежные тучи. Идет снег. Он покрывает землю. Вода в реках замерзла и превратилась в лед. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках и играть в снежки).
- Как одеты люди зимой? (Люди надели зимние шапки и пальто.)
- Зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? (Зимой на улице очень холодно. Люди надевают зимнюю одежду, чтобы не замерзнуть, чтобы им было тепло).
- Дети, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, а вы должны определить лишнее слово и сказать почему оно лишнее.
Игра: «Что лишнее и почему?»
Панама, шапка, ушанка (панама, так как ее носят летом).
Сапоги, валенки, сандалии (сандалии, так как это летняя обувь).
Шуба, сарафан, дубленка (сарафан, так как это летняя одежда).
- А сейчас мы с вами отдохнем.
Физкультурная минутка: «Солнце»
Солнце землю греет слабо, Руки вверх и вниз.
По ночам трещит мороз, Руки на поясе, наклоны в стороны.
Во дворе у снежной бабы Руки на поясе, поворот вокруг себя.
Побелел морковный нос. Показывают на нос.
В речке стала вдруг вода Прыжки на месте.
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, Дети кружатся.
Снег кружится,
Заметает все кругом Имитируют движения руками.
Белоснежным серебром.
- Дети, а что за шубы на деревьях? (Это снег лежит на деревьях)
- Послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Подойдите к окошку, посмотрите на улицу.
- Что вы там видите? (Много-много снега.)
- Какого цвета снег? (Белый.)
- Снег кажется нам очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно.
Перед детьми ставлю емкость со снегом.
- Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице.
- Какой он? (Холодный.)
Кладу на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит.
- Куда же пропал снег из ваших рук? (Растаял.)
- Почему он растаял? (В группе тепло.)
- Рассмотрите воду, в которую превратился снег в чашке.
- Чистая ли она? (Вода грязная.)
- Опустите в чашку палец и скажите, какая в ней вода. (Вода в чашке холодная.)
- А теперь объясните, почему нельзя есть снег. (Снег грязный и холодный, от него можно заболеть.)
-Дети, подойдите к столу. (На столе лежит пакетик с крахмалом.)
- Закройте глаза. (Нажимаю рукой на пакет.)
- Что напоминает вам этот звук? (Скрип снега.)
- Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». Когда на улице не очень холодно, то снег липкий.
- Чем тогда любят заниматься дети? (Лепить снежки, снеговика.)
- А сейчас мы поиграем со словом «снеговик». Надо закончить предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме.
Предложения:
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику).
Мы показали соседям нашего… (снеговика).
Мы играли со… (снеговиком).
Мы рассказали о … (снеговике).
- Во что еще можно играть зимой? (Кататься на санках, на коньках, на лыжах.)
- А мы сейчас покатаем наши пальчики на лыжах.
Пальчиковая гимнастика.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Дети, послушайте еще раз стихотворение: «Белый снег пушистый…»
- Мы нарисуем с вами падающий снег.
(На столе разложен большой лист синей бумаги и стоят несколько блюдечек с мукой.)
- Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу.
- Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцем, сложенным вместе.
- Снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.
Итог занятия.
- Дети, посмотрите, какой снегопад у нас получился.
- Скажите, а какой снег? (Белый, пушистый, холодный, легкий, скрипучий и т. д.)
- Что еще происходит зимой? (Идет снег, дует холодный ветер, метут метели. Вода в реках замерзла, превратилась в лед. Трещат морозы. Люди надели зимние шапки и пальто. Солнце светит редко. Небо серое и пасмурное. Когда на улице тепло, дети любят кататься на санках, на лыжах, лепить снеговиков.)