ольга савенкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
660037, г. Красноярск, ул. Астраханская, дом 12а
Телефон (3912) 64- 58- 69, Е - mail : krsds91@mail.ru
Материалы для участия в городском конкурсе
среди педагогов дошкольных образовательных учреждений
«Конспект занятия с детьми»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Номинация: познавательное развитие детей.
Участники: Савенкова О. В., воспитатель, МБДОУ №91
г. Красноярск, 2014г.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Волшебница вода»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: познакомить детей со свойствами воды в процессе экспериментальной деятельности
Образовательные задачи по основной образовательной области:
познавательное развитие детей :
Обобщить знания детей о воде;
Познакомить с некоторыми ее свойствами;
Развитие навыков рассказывания на основе личного опыта;
развитие наблюдательности у детей и их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к воде.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
игровая (игровая ситуация)
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
восприятие художественной литературы (слушание стихотворения о воде)
двигательная формы активности ребенка в процессе игры.
Планируемый результат: результатом экспериментирования предполагается определение некоторых свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Материалы: игрушечный холодильник, в котором уже находится макет большого куска льда, 1стакан с молоком и 1 стакан с водой, посуда разных форм, тяжелые и легкие предметы для опытов, 2 стакана с водой и 2 иголки, масло.
Перечень методической литературы
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа- М., 2005.
2. Иванова А. И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2007.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий» методическое пособие для воспитателей, СПб. : Детство-Пресс,2011 г.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; М. : Сфера, 2002.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап.
Дети входят под музыку. Садятся на стульчики.
В-ль:
Ребята садитесь, чтобы всем было удобно.
Включается фонограмма со звуками падающего космического корабля, слышится фраза «Спасите-помогите».
Выходит Марсианин (Марси или Марсель).
Марси:
Здравствуйте, мой корабль потерпел крушение, я видела, что падала на голубую планету, скажите, куда я попал.
В-ль:
Ребята, скажите, как называется ваша планета?
В-ль:
А почему Марси она показалась голубой.
Марси:
Да, а на нашей планете нет воды, зато есть другое вещество. Мы его используем в качестве топлива, добывая из глубин нашей планеты. Именно оно то мне и нужно, ведь мой корабль потерпел крушение потому что оно закончилось. Но один кусочек остался, я вам покажу, а вы скажите может на вашей планете есть то что мне нужно. Без него я не смогу вернуться домой.
В-ль:
Ребята попробуем помочь нашему новому другу, покажи нам, что у тебя осталось.
Марси достает кусочек льда и передает в руки детям, а те по цепочке друг другу.
В-ль:
Что же это? Дети говорят, что это лед.
Дойдя до рук Марси, лед усиленно тает, начинает бежать вода.
Марси:
Что происходит, почему мое топливо уменьшается?
В-ль:
Значит вы используете в качестве топлива лед, т. е. замороженная вода. А на нашей планете ее много и находится она в разных состояниях. Ребята скажите в каких?
В-ль:
Причем вода может переходить из одного состояния в другое, как называется это явление?
В-ль:
А давайте поиграем с Марси и она сама все поймет.
Игра «Частичка воды»
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
Наш круг, это небольшая лужица, каждый из вас частичка воды. Представьте что стало очень жарко, ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться и каждый из вас движется сам по себе- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вам становится холодно. Что вы сделаете, чтобы согреться? Встанете ближе друг к другу. А если будет еще холоднее, мы встанем еще ближе. Теперь мы частички льда. Наша группа – все те же частички воды, но каждый раз они соединены по разному.
Основной этап.
В-ль:
Ребята скажите, сможем ли мы нашему другу помочь, сделать ему топливо.
В-ль:
Что нам для этого нужно? Что мы должны сделать?
В-ль:
Давайте нальем воду в специальный контейнер и поставим в холодильник.
(Игрушечный холодильник, в котором уже находится макет большого куска льда.)
А пока топливо для тебя будет замораживаться, я расскажут вам стихотворение
Стихотворение «Вы слыхали о воде»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Марси: Я вижу вода очень нужна и важна для вас. А мы на нашей планете практически ничего про нее не знаем.
В-ль:
Не расстраивайся, чтобы уметь использовать воду необходимо знать ее некоторые свойства. Ребята давайте покажем Марси, что мы знаем о воде. Для этого мы должны разделится на компании, чтобы это сделать подойдите ко мне и возьмите из коробочки по одной картинке. Изображение на которой подскажет за каким столом вы будете работать. Посмотрите внимательно на столах лежат схемы, они подскажут вам о каком свойстве вы будете рассказывать, и что вам нужно для опыта.
(Дети готовятся, сразу же подходит Марси и начинает слушать).
Экспериментирование:
ОПЫТ 1 :
(Вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха.)
Мы налили в разные стаканы молоко и воду, и опустили в них ложки. В стакане с молоком мы ложку не видели, а в воде ложка видна.
Вывод:
Вода- прозрачная жидкость, она не имеет цвета.
Мы попробовали и понюхали воду в стакане и не смогли определить ни вкуса, ни запаха.
Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха
ОПЫТ 2:
(Отсутствие собственной формы)
Мы переливали воду в посуду другой формы и заметили, что вода изменила форму.
Вывод:
Вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость.
ОПЫТ 3:
(Тяжелые предметы тонут, легкие нет)
Мы клали в воду разные предметы и заметили, что тяжелые тонут а легкие остаются на поверхности. Также сосуды в которых находится воздух, тоже остаются на поверхности воды.
Вывод: Тяжелые предметы тонут, легкие нет, воздух легче воды.
В-ль:
Молодцы, а теперь ребята я хочу вам показать один опыт.
ОПЫТ 4:
(Поверхностное натяжение воды)
Налить воду в два одинаковых стакана. В каждый стакан осторожно положить по маленькому листочку салфетки. На один листочек положить швейную иголку, на другой такую же, но смазанную в масле. Через некоторое время бумажки намокнут и опустятся на дно. Первая иголка утонет, а смазанная маслом останется лежать на поверхности воды.
Объяснить:
Так как обе иголки тяжелые, они должны утонуть. Но оболочка из жира, на одной игле, отталкивает от нее воду, правильнее сказать, что иголка не плавает в воде, а лежит на ее поверхности.
Рефлексивный этап:
Марси:
Спасибо ребята, многое я сегодня от вас узнал. А как же мое топливо, наверное, оно уже готово.
Дети достают из холодильника лед и отдают его марсианину.
В-ль:
Молодцы, наши знания помогли Марси вернуться домой.
Что вам понравилось сегодня больше всего?