Светлана Зубкова
Конспект занятия по ознакомлению окружающим в средней группе «Мой город Нижний Новгород»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием ИКТ
по ознакомлению с социальным окружением
в средней группе.
Тема: «Мой город Нижний Новгород».
Составил:
воспитатель Зубкова Светлана Владимировна
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению окружающим в средней группе „Мой город Нижний Новгород“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
1. Расширить знание детей о родном городе, объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что нижегородцы – хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться;
2. Познакомить с некоторыми достопримечательностями Нижнего Новгорода.
3. Активизировать словарь детей: Малая родина, нижегородец, достопримечательность, «река – кормилица», «река – труженица».
Развивающие:
1. Способствовать развитию представлений об окружающей действительности, дать понятие о малой родине.
2. Развивать любознательность к истории родного города – Нижнего Новгорода.
3. Развивать речевое творчество, связную речь, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Нижнему Новгороду.
2. Воспитывать чувство гордости за родной город.
Материалы и оборудование.
Компьютер, информационный носитель с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор; раздаточный материал: пазлы «Нижний Новгород».
Методы и приемы.
Словесный: беседа, рассказ.
Наглядный: показ тематической мультимедийной презентации.
Практический: физкультминутка.
Игровой: дидактическая игра.
Предварительная работа.
Чтение стихотворений и рассказов о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города, поездка с родителями в любимые места родного города.
Ход занятия
Дети входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель. Ребята, пожелайте друг другу доброго утра и улыбнитесь (Дети здороваются друг с другом).
Воспитатель. Ребята, а вы любите загадки?
Ответы детей.
Воспитатель. Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете, что это.
Вместо фабрик и заводов,
Фермы и поля, подворья,
Избы, пашни, огороды,
Это всё на, что похоже? (Деревня)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, деревня. Послушайте следующую мою загадку.
Заводы, фабрики стоят,
И магазинов много,
И люди разные живут,
Так это же ведь …. (Город)
Воспитатель. Правильно, это город. Скажите, а мы с вами живем в городе или в деревне?
Ответы детей.
Воспитатель. А кто мне скажет, как называется наш город?
Ответы детей.
Воспитатель. Правда, у нашего города красивое название? А мы с вами и все люди, которые живут в нашем городе, называются нижегородцы.
Нижний Новгород – это наша с вами Малая Родина. А как вы понимаете эти слова: «Моя Малая Родина?»
Ответы детей.
Воспитатель. Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад…
Малая – потому что это маленькая частица нашей большой страны. Родина – потому что здесь живут родные нам люди. А хотите отправиться в путешествие по Нижнему Новгороду?
Ответы детей.
Воспитатель. На чем можно путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель. А на чем лучше проехаться по городу?
Ответы детей.
Воспитатель. Согласны поехать на автобусе? Тогда занимайте свои места и поехали! Наше путешествие по Нижнему Новгороду начинается.
Дети рассаживаются на стулья, расставленные в форме «автобуса», лицом к интерактивной доске, на которой транслируется презентация «Мой город-Нижний Новгород».
Слайд №1. «Наш детский сад».
Воспитатель. Наше с вами путешествие мы начинаем от нашего детского сада. Посмотрите в «окно» нашего автобуса – на интерактивную доску. А кто мне скажет, как называется улица, на которой расположен детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы ребята. Отправляемся в путь. Посмотрите, что мы видим?
Слайд №2 «Улицы города».
Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, наш город очень большой, уютный и красивый. В нём много зданий, домов и улиц. Все эти дома и здания были построены руками наших земляков – нижегородцев. Все нижегородцы (и взрослые и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только нижегородцы, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями.
В Нижнем Новгороде очень много достопримечательностей и я предлагаю вам посетить некоторые из них. А пока наш автобус едет, я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка
«Автобус»
Мы в автобусе сидим и сидим, и сидим. (хлопки по коленям)
И из окошечка глядим, все глядим. (ладонь ко лбу)
Глядим назад, глядим вперёд (повороты)
вот так - вот,
вот так - вот.
Ну что ж автобус не везёт, не везёт? (разводят руки в стороны)
Колёса закружились (руками «рулеточка»)
вот так -вот, вот так –вот.
Вперёд мы покатились
Вот так –вот, вот так –вот.
А щётки по стеклу шуршат (ладони влево вправо)
Бжик -бжик, бжик -бжик
Все капельки смести хотят
–бжик, -бжик, бжик, -бжик.
И мы не просто так сидим,
Би –би –би,
И громко, громко все гудим
Би –би -би.
Пускай автобус наш трясёт (трясут телом)
Вот так -вот, вот так -вот.
Мы едем, едем всё вперёд
Би –би -би.
Воспитатель. Вот мы и прибыли к первой нашей достопримечательности – это «Стрелка».
Слайд №3 «Стрелка».
Воспитатель. Ребята, кто мне ответит, что в нашем городе называют «Стрелкой»?
Ответы детей.
Воспитатель. Совершенно верно, это место, где сливаются две больших реки – Волга и Ока, на берегах которых и раскинулся наш большой город. Реку Волгу часто называли «Волгой-матушкой», «Волгой-кормилицей», «Волгой-красавицей», «Волгой-труженицей» и в эту реку впадает река Ока.
В далекие времена водилась в реках разнообразная вкусная рыба, поэтому река и кормилица. По рекам также передвигались речные суда, которые привозили в наш город разные товары, поэтому река – труженица.
Богатые люди торговали товарами и продуктами. А кто скажет, как называется место, где торгуют разными товарами?
Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, сегодня чтобы что-то купить мы с вами чаще всего ходим в магазины, а раньше основная торговля велась на ярмарках.
Слайд №4 «Нижегородская ярмарка. Главный ярмарочный дом».
Воспитатель. Мы с вами прибыли на следующую нашу остановку – «Нижегородскую ярмарку», которая расположена совсем рядом со «Стрелкой», на берегу реки Ока. Как вы думаете, почему ярмарка располагалась рядом с рекой?
Ответы детей.
[i]Слайд №5 «Нижегородская ярмарка.
Панорама 19 века».[/i]
Воспитатель. Раньше Нижегородская ярмарка славилась на весь мир, приезжали сюда купцы из разных стран, и занимала она большую территорию. Сейчас мы с вами видим Главный ярмарочный дом, который сохранился и по сей день. Сейчас там проходят разные выставки. А мы с вами отправляемся дальше и переезжаем через реку Оку по самому старому мосту, который называется «Канавинский мост».
Слайд №6 «Канавинский мост».
Воспитатель. Всего в нашем городе и на его границах расположено 9 больших транспортных мостов, из которых 6 — через Оку, а еще 3 — через Волгу. Из них 3 являются железнодорожными (в том числе совмещённый с автомобильным). Тем временем мы с вами прибыли к самой главной достопримечательности Нижнего Новгорода – Нижегородскому кремлю.
Слайд №7 «Нижегородский кремль».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего был построен кремль?
Ответы детей.
Воспитатель. А из какого материала построены стены и башни кремля?
Ответы детей.
Воспитатель. Не сразу наш кремль стал каменным, вначале он был деревянным. Но со временем крепость разрасталась и постепенно дубовые стены, которые окружали и охраняли крепость, стали заменяться на каменные.
Слайд №7 «Деревянный нижегородский кремль».
Воспитатель. Рядом со стенами нижегородского кремля на площади Минина расположен самый старый в нашем городе фонтан.
Слайд №8 «Фонтан на площади Минина».
Воспитатель. Открыт он в 1847 году, больше 170 лет назад. Фонтан и водопровод были уникальным для России сооружением. Такая система давала нижегородцам 40 тысяч ведер воды в день. На сегодняшний день это современно оборудованный фонтан, одно из любимых мест для прогулок у гостей и жителей города. Когда фонтан включен, его работу сопровождают классические музыкальные произведения. Подъемы и спуски струй воды синхронизированы в ритм играющей музыки. Таким образом, создается ощущение поющего фонтана.
Слайд №9 «Чкаловская лестница»
Воспитатель. И здесь же, рядом с кремлем расположена следующая достопримечательность, с которой мы с вами познакомимся. От смотровой площадки у памятника Чкалову начинается знаменитая Чкаловская лестница (отсюда и её название). Ребята, кто знает, кто такой Валерий Чкалов?
Ответы детей.
Воспитатель. Валерий Чкалов знаменитый летчик, уроженец нижегородской области. Чкаловская лестница одна из самых длинных лестниц в России и самая длинная на Волжских берегах. Она состоит из 560 ступенек и построена в виде восьмёрки. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Кто из вас гулял по Чкаловской лестнице?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот сколько достопримечательностей мы с вами сегодня увидели. И все эти сооружения были построены нашими земляками – нижегородцами. Мы – нижегородцы. Мы хозяева города. И я, и ты, и мама твоя и твой папа. А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем.
Воспитатель. Как Вы считает, как мы можем заботится о своем городе?
Ответы детей.
Воспитатель. Мы сегодня путешествовали по нашему городу, вспомнили, как он называется, повторили, какие интересные и красивые места есть в нашем Нижнем Новгороде. Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше. Наше путешествие заканчивается нам пора возвращаться в наш детский сад, что Вы узнали нового о нашем городе, что Вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель. Все были молодцы! А теперь я предлагаю вам сесть за столы и собрать пазлы с изображением достопримечательностей Нижнего Новгорода.
Дети рассаживаются за столы, где уже разложены наборы пазлов «Нижний Новгород».
Литература.
1. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М. : Мозаика – Синтез, 2017.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»- Москва ТЦ Сфера,2007.
3. Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» С-П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.