Юлия Бычкова
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей рациональному и бережному использованию ресурсов воды.
2. Закреплять знания у дошкольников о необходимости воды для жизни растений, животных и человека.
3. Воспитывать культуру здоровья.
Предварительная работа:
1. Выучить с детьми пословицы и приметы о воде.
2. Узнать у родителей детей, какой фильтр очищает воду в домашних условиях. 3. Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с рекой»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водой» размещена в разделах
Материал: письмо с загадкой о воде, глобус, картинка «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?», банка (1 л., 3 кружка (красный, синий, красно-синий, д/и «Что, какой водой мы делаем?», атрибуты костюма Речки, бросовый материал для игры «Спасем речку», 2 мешка для мусора, текст сказки «Как Кап Капыч речку спасал» (по М. Пластову, диск «Звуки природы» на тему: «Брызги прибоя», иллюстрация к сказке «Разговор Кап Капыча с Речкой», раскраска «О воде».
1. Воспитатель читает детям письмо, в нё м загадка:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит-журчит? (вода)
Воспитатель предлагает детям стать сегодня защитниками воды. А почему мы выясним в ходе занятия. Сначала вспомним свойства воды. Какая она? Имеет ли цвет, запах? В каких состояниях она бывает? (Вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, бывает в твердом - лед, жидком, парообразном состоянии – это роса, туман, облака).
2. Воспитатель вместе с детьми вспоминает пословицы и приметы о воде:
* Вода и землю точит, и камень долбит.
* Где вода – там и саду цвесть.
* Была бы водица, а зелень народится.
* Ранняя весна – много воды.
* Роса да туман – живут по утрам.
* Длинные сосульки - к долгой весне.
* Зимой солнце садится в облака – к снегопаду.
*Первый туман над лесом – пошли грибы.
* Дождь начался крупными каплями, значит, скоро кончится.
3. Воспитатель обращает внимание детей на глобус : глобус – это модель Земли. Много ли воды на Земле? (Вода находится в реках, озерах, океанах). Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Голубым, синим). В реках и озерах вода какая? (Пресная, несоленая). А в морях и океанах? (Горько-соленая). Человеку какая требуется вода? (Пресная, чистая). Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня, а без пищи около 1 месяца. Для чего нужна вода животным и растениям? (расти и жить; если не будет воды - все живое на Земле погибнет).
4. Воспитатель: Ребята, задумывались ли вы над тем, как вода поступает в наше жилище и где в доме находится вода? Вот об этом я вам сейчас расскажу: «Вода к жилищу проделывает огромный путь. Из реки вода поступает на станцию очистки воды, там не только задерживают вредные примеси, но и обеззараживают её от примесей металлов, солей, а также от веществ болотного происхождения, а чистую воду пропускают, но её все равно хлорируют для уничтожения опасных бактерий. Затем вода поступает в трубы домов, то есть в водопровод, а затем уже в кран. Нам иногда кажется, что вода сама течет из крана и её можно не экономить, но это не так. Если на ночь оставить кран с капающей водой, то за ночь утечет 500 литров воды (показывает литровую банку и говорит, что из крана утечет 500 таких банок воды). Теперь знаем, что вода течет в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что может произойти? (Вода просто кончится и не будет жизни на Земле). Да, мы с вами поняли, что воду надо экономить.
Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой!
Воспитатель: А теперь, представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить некипяченую воду из-под крана? (Нельзя, её сначала нужно профильтровать, затем вскипятить). При кипячении погибают вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить ее. Но пить хлорированную воду не стоит. Кипяченую воду можно наливать в кувшин, она остынет, и в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды. А какие у вас дома есть системы очистки воды? («Барьер», фильтр «Аквафор» и др.). Да, сейчас в каждой семье есть система очистка воды. Они могут называться по-разному, но назначение у них одинаковое. Очень важно выработать привычку следить за своим здоровьем и здоровьем всех членов семьи.
5. Физ. минутка «Где мы были - мы не скажем, а что делали (видели) покажем» Дети делятся на две команды и изображают действия, связанные с водой (ручей, речка и т. д.).
6. Воспитатель: Вода в кране бывает холодная и горячая. Холодная вода отмечается каким цветом? (Синим). А горячая? (Красным). Верно. Холодная вода – это питьевая вода (но мы уже сказали, что её надо фильтровать и кипятить, а горячая называется технической.
Далее воспитатель предлагает игру «Что, какой водой мы делаем?» Воспитатель на доске помещает два кружка: синий, красный и красно-синий. Дети раскладывают картинки под соответствующим кружком, например, стирка белья, уборка дома – под красно-синим кружком, варка супа - под синим.
7. На ковре лежит нарисованная капля воды сине-коричневого цвета.
Входит «Речка» : Я болею, я мелею, погибаю, умираю,
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам,
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, ведра и бутылки.
Не ступить ногой на дно, все засорено оно.
Мертва речная гладь,
Даже чаек не видать.
Улетели птицы от такой водицы.
Окуни и судаки все уплыли из реки,
Не увидишь и ерша, так вода не хороша.
А заводы, не спросясь, льют и льют
В водицу грязь.
Стравила химия, умираю, гибну я…
Воспитатель предлагает помочь Речке. Дети собирают ненужные речки предметы: пластиковые бутылки, фантики, пуговицы и т. д. и складывают в мусорные мешки. Речка благодарит за помощь. Нарисованная капля воды меняется на каплю голубого цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошее дело сделали, очистили речку от мусора и грязи. Теперь вода в ней чистая. Чистая вода – залог нашего здоровья. Берегите воду, экономьте воду и учитесь пользоваться чистой водой, стараясь не вредить своему здоровью!
8. Воспитатель читает сказку «Как Кап Капыч речку спасал» (по М. Пластову, предварительно вывешивает на доску иллюстрацию «Разговор Кап Капыча с Речкой». Дети в свободной обстановке и под музыкальное оформление слушают сказку.
9. В заключении воспитатель дарит детям раскраску о воде, где написано, как необходимо беречь воду и какой водой нужно пользоваться