маслова татьяна
Конспект праздника «Жаворонки» по окружающему миру в подготовительной группе «День весеннего равноденствия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
«День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»
Выполнила : Маслова Т. А
задачи образовательных областей:
I. «Познавательное развитие»
1. Расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;
Публикация «Конспект праздника „Жаворонки“ по окружающему миру в подготовительной группе „День весеннего равноденствия“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
2. Способствовать закреплению знаний и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной (природа просыпается ото сна);
3. Дать представление о дне весеннего равноденствия;
4. Закрепить знание о классификации птиц: перелётные и зимующие.
5. Дать представление о жаворонке.
II. «Речевое развитие»
1. Обогащать словарь детей новыми словами: день весеннего равноденствия;
2. Активизировать словарь детей ( слова: свежий, бодрящий весенний воздух, зимующие и перелётные птицы).
III. «Социально-коммуникативное развитие»
1. Содействовать приобщению к истокам народной культуры;
2. Способствовать развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
3. Развивать навыки сотрудничества.
IV. «Художественно-эстетическое развитие»
1. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки.
V. «Физическое развитие»
1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики.
Методы и приёмы
• Практические: лепка «жаворонков из теста.
• Наглядные: иллюстрации, электронная презентация, гнездо.
• Словесные: беседа, чтение наизусть, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.
Материалы и оборудование:
• демонстрационные: ноутбук, экран, электронная презентация «Праздник Жаворонки. Русские традиции»; * гнездо птицы из сухой травы, карточки с изображением воробья, ласточки, трясогузки, жаворонка, грача; полумаска жаворонка, колокольчик; диск с записями звуков весеннего леса, пения жаворонка, произведения П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»;
• раздаточные: фартуки, чепчики, разделочные доски, столовые ножи (стеки, шарики песочного теста, * изюм и дроблёный арахис, бумажные полотенца.
Сценарий НОД:
«День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»
Воспитатель:
- Дети, я приглашаю вас в круг радости.
Давайте поприветствуем друг друга!
Повторяйте за мной:
Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, Свет! (руки – в стороны)
Здравствуй, добрый Человек! (дети протягивают руки вперёд)
Слайд 1. Слышны звуки природы (весна в лесу)
В. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)
Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)
Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)
Саша сейчас прочитает вам красивое стихотворение-загадку, в котором говорится о признаках весны, послушайте внимательно:
«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла?» (весна)
Мы с вами сейчас услышали звуки весны.
А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны – приоткроем окно (подходим к окну).
Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он – весенний воздух?
(Пахнет свежестью, в воздухе нет пыли и зноя жаркого лета. Весенний воздух свежий и бодрящий)
Ребята а весна Какая (цветущая,дождливая,красивая,солнечная,ранняя,поздняя,звонкая,зеленая.)
Весной вся природа просыпается ото сна, и даже комнатные растения набирают новую силу. Посмотрите, на наши растения: листочки их посвежели, появились молодые побеги.
(Дети обнаруживают среди цветов гнездо)
Что это? (гнездо птицы)
Ребята, да это гнездо жаворонка! Эти птицы вьют свои гнёзда из сухих травинок среди травы в ямках на земле.
К каким птицам относится жаворонок : зимующим или перелётным? (к перелётным)
А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)
Верно, считается, что прилетают они 21 марта. Этот день в народе так и называется – «Жаворонки». А вот почему именно в этот день, я предлагаю посмотреть (приглашаю пройти сесть на стульчики, включаю презентацию)
Воспитатель: Ребята, а кто мне ответит на очень сложный вопрос? Когда наступает весна?
Ответы детей. (1 марта)
1слайд (весна)
Воспитатель: Верно! 1 марта. Но 1 марта она наступает по нашему календарю. А по астрономическому календарю, который показывает расположение солнца, луны и звезд в небе, весна вступает в свои права именно - 21 марта.
2 слайд (день и ночь)
- Скажите мне, что нарисовано на картинке? (ответы детей)
3 слайд (день короткий –ночь длинная)
- На картинке нарисованы части суток – день и ночь. На нашей картинке день короткий, а ночь длинная. В какое время года ночь длинная, а день короткий?
4 слайд
Что изменилось на этой картинке? (День длинный, а ночь короткая). В какое время года так бывает?
5 слайд
- Какие изменения произошли на этой картинке? (День и ночь равны)
-Правильно. Это день весеннего равноденствия,день и ночь на мгновение станут равны, после чего ночь, а вместе с ней зима отступят, освобождая место дню и весне.
Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют)
Почему его так называют? (день равен ночи)
Это праздник смены времен года и наши предки очень пышно отмечали его этим они зазывали весну придти быстрее. Давайте сейчас мы разомнемся и поиграем в игру «Веснянка»
Ребята, давайте все встанем со своих мест и в центре образуем большой круг.
Игра «Веснянка» (провести игру 2-3 раза)
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (Дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают, (Дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (Дети медленно встают).
- Наши предки думали, что весна не приходит сама, ее приносят на крыльях перелетные птицы. Все были уверены, что в день весеннего равноденствия с юга прилетает сорок птиц, открывая путь теплу и весне. И самая первая певчая птица, которая летит к нам –это жаворонок. Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.
- А вы знаете, что это за птица?
- Давайте познакомимся с ней поближе.
Просмотр презентации о жаворонке
- Жаворонок певчая птица, которая прилетает к нам ранней весной, когда из-под земли покажется оттаявшая земля.
- Если солнечным весенним днём выйти в поле и прислушаться, то можно услышать звонкую песню, похожую на звон колокольчиков. Песня звучит с высокого голубого неба. Это жаворонок. Он поёт с раннего утра и до позднего вечера. Всю весну. Летом его уже не слышно
- С земли жаворонок похож на маленькую тёмную точку. Но вот жаворонок, трепеща крыльями, быстро спускается вниз. Звонкое пение становится громче. Жаворонок приблизится к земле и тут же спрячется в траве.
- Это птица небольшая, размером с воробья или чуть больше. Окраска оперения скромная: серовато - коричневая, с тёмными полосками и пятнышками. А брюшко светлое. Такая окраска делает жаворонка незаметным среди пучков травы. Головка маленькая, крылья большие, широкие, т. к жаворонок много летает. Испуганный жаворонок поднимает хохолок и издалека кажется, что на голове у него колпак
- Обычно жаворонок поёт на лету, но может петь и на земле, сидя на небольшой кочке.
-Жаворонок не ловит добычу в небе, а ищет корм внизу, на земле. Питается насекомыми, не отказывается от зёрен и семян. Жаворонки помощники человека. Они поедают множество опасных для урожая насекомых, а также семена сорняков
- Гнездо жаворонка - углубление в земле. Гнездо сделано из стебельков, корешков, а внутри - мягкий слой из пуха и шерсти животных.
- Птенцов выкармливают оба родителя. Малыши ещё не умеют летать, но быстро бегают и прячутся в траве при малейшей опасности.
- Жаворонок поет всю весну. Летом его уже не слышно
. Беседа по содержанию презентации
- Какую птицу в древности называли певцом весны? Почему?
- Когда к нам прилетает жаворонок?
- Почему жаворонка называют помощником человека?
- Где жаворонок ищет корм?
- Где вьют гнезда жаворонки?
- Из чего они вьют гнезда?
- На какую птицу похож жаворонок?
Давайте сейчас поиграем и побудем немного жаворонками
Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.
Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.
После игры: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к магнитной доске, на доске картинки с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)
Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
Мы сегодня с вами говорим о весне и перелётных птицах. Посмотрите внимательно, здесь есть лишняя картинка (ответы детей)
Верно, воробей здесь лишний, так как на зиму он от нас не улетает.
Игра один – много
Самое интересное, что для встречи жаворонков в этот день, в каждом доме пекли из теста булочки в виде птичек с распростертыми или с закрытыми крылышками. Птички из теста должны были приманить настоящих жаворонков, принести за собой весну, хорошую погоду. Мы с вами тоже попробуем слепить птичек.
- Лепить жаворонков будем из теста. Я заранее для вас его замесила. Но это необычное тесто, его не надо выпекать. Изделия из него есть нельзя. Мы слепим жаворонков,а потом их распишим. Садитесь за столы.
А теперь я расскажу, как мы будем лепить. У вас на тарелке лежит кусочек теста под пленкой. Пленку снимаем, тесто разминаем и затем скатываем в шарик. Шарик прямыми движениями ладоней в руках или на клеенке раскатываем в жгут или колбаску. Затем жгут завязываем узлом, оставляя небольшие кончики сверху и снизу. Верхний кончик – это голова. Способом прищипывания делаем клюв. Нижний кончик – это хвост. Расплющиваем его пальцами и ножом делаем надрезы. Делаем глазки из звёздочки гвоздики. Узелок на спинке напоминает сложенные крылышки.
Давайте уточним, что делаем сначала? Затем? (ответы детей)
Самостоятельная работа детей
Молодцы, ребята! Поднимите ваших птичек вверх
Жаворонки, прилетите,
Злую зиму прогоните,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Ребята, подойдите ко мне. Наше занятие подошло к концу, но я бы хотела, чтобы вы оценили себя сами. У меня для вас есть смайлики. Красный обозначает «Я очень старался и у меня все получилось», желтый – «Я очень старался, но у меня не все получилось», зеленый – «Я буду стараться и у меня все получится»
14. Итог занятия
- Спасибо вам, ребята, мне было очень интересно с вами работать. Давайте скажем «спасибо» нашим гостям, за то, что они к нам пришли и попрощаемся с ними.