Анна Иванова
Конспект занятия по ЗОЖ «Как сохранить свою кожу здоровой»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по основам безопасности жизни
«Как сохранить свою кожу здоровой»
Цель: добиться, чтобы дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур.
Программные задачи: 1) изучить общие сведения функции кожи; 2) расши-рить представления детей о защитных свойствах кожи; 3) уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей; 4) раскрыть причины болезней кожи; 5) запомнить, как правильно ухаживать за кожей; 6) сравнивать навыки человека и животных.
Публикация «Конспект занятия по ЗОЖ „Как сохранить свою кожу здоровой“» размещена в разделах
Материал и оборудование: фотографии и картинки с изображением умывающихся животных, картинка с изображением грязнули либо кукла, у которой испачканы тело, одежда (такую куклу можно найти у кого-либо из детей, фотографии жизнерадостных детей, которые купаются, загорают, умываются, чистят зубы, выполняют иные гигиенические процедуры.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с фотографиями и иллюстрациями, логические рассуждения, самонаблюдение.
Организация занятия. Дети сидят или стоят вокруг общего стола, сдвинуть несколько детских столов. Педагог сидит среди них. На столе по мере необходимости раскладываются иллюстрации.
Ход занятия
Вступление.
- Ребята, давайте вспомним, нужна ли человеку кожа? (кожа очень нужна организму, потому что защищает его от перегрева и охлаждения, ветра и сырости. Она не пропускает в наш организм микробы.)
Блок 1 – животные всегда поддерживают чистоту своей кожи.
- На прошлом занятии мы говорили : надо, чтобы кожа человека всегда была чистой. Чистая – значит на ней нет микробов. А на грязной коже микробов очень много. Они прилипают к коже вместе с землей, пылью, грязными предметами. Вообще-то через здоровую кожу микробы внутрь не проникнут, но лучше не рисковать. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы микробы не скапливались на коже? (Ответы.) Верно.
- Посмотрите на эту фотографию. Что делает здесь кошка? (Она умывает себя язычком.) А зачем она это делает? (Ответы.)
- На этих фотографиях вы видите, как умываются и чистят свое тело животные. (Педагог демонстрирует картинки и фотографии, которые удалось достать. На них представлены не только звери, но и птицы, а также насекомые. Дети раскрывают содержание каждой иллюстрации отдельно.)
- Подумайте, зачем они это делают? (Ответы.)
Блок 2 – тело человека тоже пачкается.
- А для чего моется человек? Причин для этого у него не меньше, чем у животных. ( Ответы: чтобы убрать бактерии, удалить грязь, предотвратить появление несвежего запаха, не заразить другого человека, не заразиться самому и т. д.)
- Человек моет все тело, когда купается. А какие части тела он моет отдельно? ( Ответы: уши, лицо, руки, ноги, шею и т. д)
- Чтобы делать это своевременно, надо знать, в каких местах тело пачкается, быстрее всего. Какие части вашего тела пачкаются быстрее всего? (Ответы.)
- Посмотрите на свои руки. Быстро ли они пачкаются? (Ответы.) Почему? (Ответы.) А в каком месте рук грязь собирается особенно сильно? (Под ногтями.) Посмотрите, у кого под ногтями есть грязь? Давайте осмотрим все ручки. (Дети предъявляют свои руки, но у тех, у кого замечена грязь, педагог не ругает. Он стремится, чтобы дети поняли, почему грязь вредна.)
- Когда особенно сильно пачкаются ноги? (Ответы.)
- Зачем руки и ноги моют с мылом? Достаточно ли просто обмывать их водой? (Ответы)
Блок 3 – рассматривание грязнули.
- Посмотрите на эту картинку. (Педагог показывает грязнулю). Как вы думаете, почему пятна грязи появились именно в этих местах? (Ответы детей. Они находят пятна от еды, сидения на земле оттого, что грязнуля играл в песке, ползал на коленях и др. Фотография имеет большие преимущества перед картинкой. Кукла – еще лучше.)
- Да, плохо быть грязнулей. Что может с ним случиться? (Ответы.)
- Представьте себе: вы пришли с улицы домой, вымыли руки, а лицо не помыли, грязную обувь и одежду не сняли. Так и пошли по всей квартире. Зашли на кухню, поели. Включили телевизор, залезли на диван или стали играть с игрушками. Какие неприятности могут произойти? ( Подробные ответы детей: испачкается мебель, в квартире прибавиться пыли, от одежды пачкаются руки; их можно случайно положить в рот или потереть глаза – и от этого заболеть. Микробы разносятся по всей квартире. Педагог не оставляет без внимания ни одно высказывание детей, поощряет их мысленные изыскания.)
Блок 4 – закрепление гигиенических навыков при выполнении всех режимных моментов.
- Итак, мы с вами сказали, что кожу необходимо содержать в чистоте. Вспомните, как мы ухаживаем за своей кожей? Каждое действие не только опишите, но и покажите. (Высказываются отдельные дети и в деталях демонстрируют поведение человека после пробуждения, перед обедом, сном.)
- Конечно, взрослые постоянно напоминают вам: «Вымой руки!», «Умойся!», но надо это делать все это самому, без напоминания. Вы должны научиться самостоятельно умываться, купаться, приводить в порядок свои вещи и получать от этого настоящее удовольствие. Вот как эти дети на картинках. (Педагог демонстрирует фотографии жизнерадостных детей, купающихся, бегающих, умывающихся, чистящих зубы и др.)
Блок 5 – как сохранить кожу здоровой.
- И еще нужно стараться сохранить кожу целой и невредимой. Отчего можно повредиться? ( Ответы: ее можно порезать, оцарапать, расчесать.)
- Если неприятность случилась и на коже появилась ссадина или гнойничок, чего нельзя делать? ( Ответы: мыться горячей водой, париться, облизывать, расчесывать, трогать грязными руками и др.)
- А что надо сделать? ( Ответы: обмыть кожу вокруг раны водой, смазать ссадины мазью или кремом, йодом и т. д.)
Блок 6 – игра.
- Сейчас мы поиграем в игру «Можно – нельзя». Если можно – поднимайте руки вверх, если нельзя – прячьте их за спину. Слушайте внимательно.
- Однажды Маша не обнаружила своего полотенца и вытерлась чужим. Можно так делать? Почему? (Руки за спиной.) Нет, она не вытерлась чужим, а взяла чистую тряпочку. (Руки подняты.)
- Маша наигралась на улице, поужинала, но умываться не стала. Можно ли так делать? Почему?
- Легла она в той же одежде, в которой играла на улице. Правильно?
- Утром Настя встала, умылась (руки вверху, почистила зубы (руки вверху, и сходила в туалет (руки вверху) и села завтракать (руки за спиной). Что неправильно сделала Настя? Как надо было сделать? ( Ответ: вымыть руки после посещения туалета.)
Заключение.
- Молодцы, ребята, правильно отвечали на все вопросы. Теперь я спокойна: вы знаете, как сохранить кожу здоровой. Вы можете рассказать об этом тем, кто этого не знает.