Мухабат Батырбаева
«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук и буква «Б».
Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями.
Программные задачи:
1. Продолжать развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов.
Публикация «„Звук и буква „Б“, Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Учить выделять звук «Б» из начала слова. Уточнение произношения и характеристика звука «Б».
3. Расширять словарный запас.
4. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
5. Продолжать развивать конструктивные навыки путём моделирования букв из геометрических фигур.
6. Развивать тактильные ощущения.
7. Создать положительный эмоциональный фон в группе.
Ход НОД:
Сказка «Мышиные проделки».
Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось?» Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.
(Не произношу слова, а только их описание.)
БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.
БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.
БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать!»
БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.
(По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)
Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.
(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)
Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)
Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».
Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».
Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)
Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)
Я найду слова везде – на полу, на потолке,
На окне и на стене, на столе и на ковре.
Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)
Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.
Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)
А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)
Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» - буква «Б» (показываю букву).
На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!
Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)
А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)
А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)
Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.
(После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)
Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)
Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?
Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».
(На слог «БУ» - хлопаю.)
БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.
Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».
(Для детей подготовлены синие и красные шапочки.)
Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)
(Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)
А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)
(На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово?»; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!
СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,
МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,
ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино).
Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.
(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)
Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.
Рефлексия:
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?»
Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.
(Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)
Ответы детей.