Инна Дерезуцкая
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»
Цель
Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры;
формировать элементарное представление о быте, традициях русского народа;
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Задачи обучающие
Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
Задачи развивающие
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике „Домашняя утварь на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари;
знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, песнями.
Задачи воспитательные
Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И, хоть более привычны
Нам полёты на луну,
Вспомним нашу старину…
М. Р. – Я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далёкой старины. Начну с загадки. «Сама не ем, а всех кормлю». Что это?
Дети – Ложка.
М. Р. – Правильно. А кто знает, для чего этот предмет?
Дети – Для еды.
М. Р. – А что ею можно кушать?
Дети - Суп, кашу, щи…
М. Р. – А вот давным – давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего если раньше, так слушайте. Первую ложку человек вытесал из камня (показывает камни). Она была неровная и тяжёлая. Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими. Уже не обжигали губы во время еды, как каменные. Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкими и не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса. Потом народные умельцы стали ложки расписывать, раскрашивать (показывает). Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными. Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни и потешки о них. Вы, дети, их знаете.
Дети – В плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку,
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
М. Р. – До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился такой обычай: дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а какими вы ложками кушаете? Из чего они сделаны?
Дети – Из металла.
М. Р. – А какие ложки бывают по размеру?
Дети – Маленькие и большие.
М. Р. – Почему они разные?
Дети – Маленькие для чая, большие – для каш и супов.
М. Р. – Сейчас деревянные ложки служат не только для еды, но и как музыкальные инструменты.
Ложкари «Ах вы сени, мои сени…» Р. Н. П.
М. Р. – В старые добрые времена собирались вместе, красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием : кто за прялкой, кто вышивать, кто из глины посуду лепил, кто из дерева ложки вытачивал. А затем отложат на время свои дела и начнут песни петь да плясать.
Р. Н. П «Полна горница гостей».
Полна горница гостей,
Стало в горнице светлей.
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир!
Веселись, душа, играй,
Вовсе зла не поминай!
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждём.
М. Р. – На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин?
Дети – На плите.
М. Р. – А какие у вас плиты?
Дети – Газовые, электрические.
М. Р. – Раньше не было таких плит. На чем готовили еду в старину?
Дети – На печке.
М. Р. – Печь любили все в семье: она кормила вкусной, пропаренной едой. Печь грела дом. Большим грехом считалось класть на печь или в печь что – либо грязное, плевать в неё или ругаться вблизи печи. На печи были почётные места, там находились старики и дети. Больше всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около печи так и называли – «бабий кут», «женский угол». Другой угол был мужским – напротив окна. Хозяин на лавке работал, под лавкой находилось крестьянское добро. Русская изба интересна и тем, что почти всё сделано руками хозяев. Добро хранилось в сундуках. Чем больше сундуков в доме, тем богаче хозяева. Вот и у нас есть такой сундук. Давайте с вами посмотрим, что в нем находится, и попробуем определить, как этим пользовались.
Рушник – полотенце.
Чугунок – кастрюля.
Плетеная корзина – сушка.
Стиральная доска – стиральная машина.
М. Р. – У меня для вас загадка.
Стоит изба из кирпича-
То холодна, то горяча (печка).
Русской печки нет добрее.
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет.
Деток спать в тепле уложит.
Кто на печку пошёл –
Горшок каши нашёл!
Пришла пора взяться за ложку и кашу!