Наталия Фирсанова
Конспект занятия по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Стоит изба, то холодна, то горяча»
▼ Скачать
Конспект занятия по формированию основ нравственно-патриотического воспитания во второй младшей группе
Тема «Стоит изба, то холодна, то горяча»
Воспитатели : Н. Б. Фирсанова
А. В. Кабанова
Цель: Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой, дровами.
Задачи:
- Развивать связную речь, память, внимание.
- Развивать познавательные способности детей.
- Обогащать словарь.
Публикация «Конспект занятия по формированию основ нравственно-патриотического воспитания „Стоит изба, то холодна, то горяча“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать у детей: творчество, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать в детях уважение к своим историческим корням, воспитать уважительное отношение к предметам старины, приобщить ребят к народным истокам.
Предварительная работа. Рассматривание предметов домашней утвари и обихода. Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок. Дидактические игры по теме “Посуда”. Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.
Материал: макет печки, чугун, ухват, дрова, листки с «волшебными точками», цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель : Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Русскую горницу и поговорим о том, как жили люди раньше. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был /дом/ изба. Это был дом деревянный, срубленный из брёвен. Сначала, строили сруб, а затем между бревнами клали мох, это чтоб было теплее зимой. И ещё, закладывая избу, под угол прятали деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан - для святости (запах ладана имеет силу отгонять злых духов). В избу вели деревянные ступеньки.
Хозяйка избы: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. (Дети рассаживаются.) Усаживайтесь поудобнее. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило. Ну вот, так славно все и разместились!
Я, хозяйка этой избы, пригласила вас для того, чтобы рассказать, как жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди.
Ребята, попробуйте отгадать загадку об одном предмете, который находится в нашей Русской горнице.
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» - это печка.
А почему в загадке сказано, что это «изба»?
Как вы думаете, из чего сделана печка? Где мы можем увидеть, что печка сделана из кирпичей?
А вы знаете, для чего людям нужна была печка?
Да, печка людям нужна была для отопления избы, чтобы в доме было тепло. А ещё хозяйка готовила в ней еду, для своей семьи.
А у вас дома есть печка? Почему? Как происходит отопления вашей квартиры? А на чём ваши мамы готовят еду?
Дидактическая игра “Что лишнее?” /Карточки со старинными предметами и современными. /
Ребята, давайте посмотрим каждую часть печки.
Вот это самая главная часть, называется топка, потому что в неё кладут дрова и топят печку. Чтобы огонь не вылез из печки, топку закрывают заслонкой. А вот это – лежанка, на ней отдыхали люди. А для того, чтобы еда не была тёплой, её ставили на шесток.
А теперь послушайте потешку русскую народную, будьте внимательны, и потом мне скажете, о какой части печки в ней идёт речь.
«Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька кот
И разгонит хоровод»
Понравилась вам потешка? О какой части печки в ней говорится? – о лежанке
Молодцы!
Ребята, как вы думаете можно ли лазать в печку руками? - нет
Правильно. И вот для того, чтобы не обжечься люди пользовались ухватом. А вы знаете, что люди готовили еду вот в таких чугунках, они очень прочные и не боятся огня.
Посмотрите, как надо ставить чугун в печку с помощью ухвата.
Дидактическая игра “Собери картинку”.
У меня есть волшебные конвертики, а в них картинки. Хотите, каждый соберёт свою картинку, и мы посмотрим, что же на них изображено.
А теперь давайте вспомним с каким предметом мы сегодня познакомились? Для чего нужна людям печка? Чем топили печку? Как называется этот предмет? Чем сажали чугун в печку?
Молодцы!
Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, в игры поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете. Угощу вас баранками. Вы у себя чай попьёте. До свидания.
Воспитатель : А теперь, пришла пора вернуться в группу. Спасибо хозяйка Русской горницы! До свидания, до новых встреч.