Сергачева Татьяна Александровна
Сценарий фольклорного развлечения «Хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Обобщить знания детей о жанре русского фольклора хоровода, формировать навыки ведения хоровода и русских танцевальных движений, навыки самостоятельных движений под музыку, развивать у детей способность эмоционально откликаться на музыку и художественный вымысел игры, развивать умение ребенка выразить чувства, переживания жестом, движением, воспитать любовь к русскому песенному и танцевальному творчеству и традициям.
Публикация «Сценарий фольклорного развлечения „Хоровод“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Оборудование: записи песен и музыки: «Масленица», «Коляда», «Барыня» и видео «Хороводы»; венки (у девочек на голове).
Подготовительная работа: разучивание хоровода «Со вьюном я хожу», отдельных элементов хоровода и русской пляски, а также музыкальных игр «Плетень», «Заинька…», «Ручеёк».
Ход развлечения.
(Дети, взявшись за руки, хороводным шагом под музыку «У меня во садочке» заводят хоровод и останавливаются полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в нашем зале. Сегодня наше развлечение будет посвящено русскому народному танцу – хороводу.
Воспитатель: Хоровод водить – это не просто ходить кругами под музыку. Это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в себя всех. А хороводные движения бывают простые и сложные. И я предлагаю вспомнить движения хоровода под музыку «Со вьюгами я хожу» (Исполнение хоровода с пояснениями воспитателя).
Итак, беремся за руки и плавно идем под музыку, сначала в одну сторон, затем в другую, это уже хоровод. Ну, вот круг разомкнулся, внутри него образовался второй, поменьше, и кружатся они в разные стороны. Сейчас из двух кругов образуется колонка расходящихся пар, затем она превратится в две цепочки, а цепочки сплетутся, то расплетутся. (дети идут под музыку «змейкой» и садятся на места).
Молодцы, ребята! Как хорошо вы исполнили этот танец!
Воспитатель: А хотите узнать, откуда возникли хороводы, и какими они бывают? (ответы детей)
Воспитатель: Хороводы к нам пришли из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что дождь, солнце, ветер – живые существа. И для того чтобы силе природы помогли им вырастить хороший урожай, наши предки должны были уговорить, упросить их. Для этого люди водили специальные хороводы, в которых изображали, как растет лен, мак. Они верили, что только так можно получить хороший урожай. Так как от солнца зависит: созреет урожай, или погибнет, то его старались задобрить. Все вставали в круг, олицетворявший солнце, и показывали, каким должен вырасти, например мак.
(предлагаю исполнить хоровод «Мак»)
Воспитатель: Да, действительно, в старину у русского народа была традиция: вечерами, после работы или в праздники, выходили люди за деревню на гуляния попеть, погулять, хороводы поводить.
Хороводы были узорами и назывались: «Змейка», «Плетень», «Капуста».
Предлагаю исполнить хоровод «Плетень» (дети встают с мест и, взявшись за руки, идут за воспитателем зигзагом, плетут «плетень», припевают:
Заплетися, плетень, заплетися,
Узел золотой наш завяжися,
В саду солнце красно заиграй-ка,
Заиграй-ка, моя балалайка.
Расплетися, плетень, расплетися,
Золотой наш узел развяжися,
Вместе с парой, плетень, расплетайся,
На пару берез завивайся.
(дети садятся на место).
Воспитатель: Хороводы бывают медленные, плавные, словно скользящие, но есть и совсем другого характера. Послушайте музыку и скажите, как изменился характер.
(Послушав дети русскую народную песню «Утушка» отвечают).
Воспитатель: Да, музыка стала быстрой, ритмичной, веселой.
И характер у русского народа веселый да озорной. Поэтому и существовали на Руси игровые хороводы. В этих хороводах разыгрывались песни, как маленькие сценки.
Эти скорые хороводы требуют особых умений: быстроту, ловкость, ведь нужно и ритм сохранить и танцевальные движения выполнить – то внезапно повернуться, то проскочить в «воротики».
Давайте исполним хоровод «Заинька».
Воспитатель: Вот какие хороводы бывают. Ребята, так как же по-вашему, что такое хоровод? ( дети отвечают: это музыка, танец и игра одновременно).
Воспитатель: А чтобы было еще веселее водить хороводы, некоторые участники звонко выкрикивали припевки. Давайте и мы попробуем. Сможете за мной повторить:
Веселей-ка
Скачи, скачи
Бей ногами
По соломушке.
Попляши-ка с нами
Не жалей лаптей.
Поиграй-ка с нами
В хороводушке!
А вот из хоровода выбегают самые ловкие плясуны. Каждый может придумать свое движение.
Предлагаю Вам всем сплясать «Барыню» (все танцуют, импровизируют).
Воспитатель: Итак, интересно Вас было узнать о хороводах, водить их? А какие больше понравились? (ответы детей). Очень хорошо, это музыка радует нас и сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.