Эльвира Николаевна Шавина
Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Совместная исследовательская деятельность воспитателя с детьми по изменению уровня жидкости в сосуде.
Задачи:
- Учить строить простейшие умозаключения и делать выводы;
- упражнять в умении анализировать, синтезировать, обобщать;
- способствовать развитию свойств памяти и внимания;
- формировать у детей умение видеть проблемные ситуации в жизни,
- воспитывать стремление к их решению, самостоятельным наблюдениям и размышлениям, их осознанию, к аргументированным высказываниям, интерес и вкус к процессу познания.
Публикация «Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников „Культура познавательной деятельности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Обстановка и оборудование: занятие проводится в помещении групповой комнаты ДОУ, где есть Центр исследовательской деятельности и природы с различными природными и бросовыми материалами, разнообразными емкостями для жидкостей, фломастеры.
Ход:
Воспитатель позывает детей к себе и спрашивает:
- Хотите послушать интересный рассказ? Дети и воспитатель присаживаются на стульчики. Педагог читает детям начало рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить…» :
- Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Тогда…
Затем воспитатель предлагает детям высказать свои версии продолжения:
- Как вы думаете, что стала делать галка, чтобы попить из кувшина?
Дети высказывают свои варианты окончания рассказа. Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим детям. Дети рассказывают и по ходу все вместе обсуждают, что в каждой версии хорошо и что плохо. Далее педагог спрашивает:
- А как же узнать, какой способ лучше? Может быть, попробовать сделать что-то с водой? Что нам понадобится для опытов?
Дети называют: вода, какие-нибудь предметы.
- Где взять воду? Где взять предметы?
Дети начинают подбирать в помещении группы нужные на их взгляд предметы. Воспитатель в процесс не вмешивается. После того, как дети решают, что они подобрали нужные для опыта предметы, все выкладывается на общий стол и рассматривается. Воспитатель напоминает детям:
- Где в рассказе стоял кувшин с водой? (Во дворе)
- Чем птица может брать предметы? (клювом) Значит, предметы должны быть какими? (мелкими, небольшими)
- Какие, по-вашему, могут во дворе летом находится мелкие предметы? Дети перечисляют.
- Те предметы, которые вы подобрали, может птица взять? Они могут быть во дворе? Дети начинают обсуждать все выбранные предметы с этих позиций. В процессе обсуждения какие-то предметы убираются, какие-то остаются. Каждый ребенок сам подбирает и емкость для воды.
Воспитатель уточняет:
- Сколько воды было в кувшине? (на дне).
Дети из общей лейки наливают в свои емкости воду.
- Хорошо. А как мы увидим, у кого вода выше и быстрее поднимается? (Если дети сами не предлагают нарисовать на емкости отметку уровня воды, то сделать это предлагает педагог).
- Хорошо. Теперь вы можете попробовать достать воду, используя эти предметы.
Дети начинают опыт, опуская каждый в свою емкость подобранные ими предметы, и отмечая повышение уровня воды. Когда вода в емкости достигнет у кого-либо из детей достаточного уровня, все приостанавливают опыт и начинают обсуждать, почему вода теперь выше отметки, стало ли воды больше, могло ли ее стать больше, почему не могло, что стало с водой? Почему у этого ребенка вода поднялась быстрее. Воспитатель обобщает высказывания детей и помогает им сделать выводы:
- Когда в емкость с водой помещают предметы, воды не становится больше, просто предметы, помещенные в воду, вытесняют ее, поэтому она поднимается выше.
- Для того, чтобы уровень воды поднялся быстрее, нужно использовать тяжелые мелкие предметы.
- Что это может быть в природе? Дети перечисляют и постепенно приходят к выводу, что лучше всего для этого подходят небольшие, но тяжелые камешки.
- А хотите послушать, что сделала галка?
Педагог дочитывает прерванный рассказ, и заканчивает занятие словами :
- Вы тоже придумали, как можно сделать так, чтобы достать воду из кувшина, когда ее там очень мало, потому что вы умеете наблюдать и рассуждать. Вы умники и умницы!