Светлана Лунина
Конспект занятия «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень»
Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
образовательные:
закреплять представления детей о характерных признаках осени;
расширить и обобщить знания детей о характерных особенностях осенних деревьев, познакомить с понятием «листопад»;
развивающие:
развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество;
развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям;
воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней;
коррекционные:
развивать согласованность в работе глаз и рук, совершенствовать координацию движений.
Материал: музыкальное сопровождение П. Чайковского «Времена года», ноутбук, видеопрезентация, телевизор, корзина с листиками, мольберт, альбомные листы для детей, формат (А- 4) с изображением дерева, клей, шаблоны листочков, салфетки.
Предварительная работа:
Наблюдения за осенней природой во время прогулок, сбор листьев, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением осенних деревьев, осенней природы, повторение, заучивание стихотворений об осени.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие (аппликация).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.1 Установка на доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитатель:
Ну-ка, дети, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся!
Слайды №2-7
1.2 Вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте загадки и определите, о каком времени года в них говорится:
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое?
(Иней)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду…
(Лужи)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
(Листопад)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим.
Нам ответят: «Это…»
(Осень)
Воспитатель: Правильно. Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее занятие посвящено осени.
2. Основная часть.
2. 1 Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на экран и внимательно послушаем.
Слайд №8
Воспитатель: О каком времени года говорилось? (об осени)
Как вы догадались? (на деревьях пожелтели листья, дни стали короче, ночи длиннее и т. д)
Слайд №9
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Давайте их посчитаем. Сколько осенних месяцев? (три)
Сентябрь – ранняя осень, её называют золотой. Листья начинают желтеть и опадать с деревьев. Как называется это явление? (листопад)
Следующий месяц октябрь. Это середина осени. Начинается дождливая пора.
Ноябрь – последний месяц. Его еще в народе называют полузимник. В ноябре бывают морозы и даже может выпасть первый снег.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи об осени? (дети рассказывают стихи)
Юля: Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая.
Павел: Поглядите, за окном
Листья сыплются дождём!
На прогулку мы пойдём,
Их в букеты соберём.
Настя: Листья жёлтые танцуют.
С веток падают. Летят.
Эту сказку золотую
Называют листопад.
Артё м: Снова осень золотая
К нам пришла издалека.
Птицы к югу улетают,
Обгоняя облака.
Дима: Много на дорожках
Листьев золотых,
Мы букет красивый
Сделаем из них.
Слайд №10
2.2 Физкультминутка.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажи - ка наугад!
Ну, конечно. листопад
Листопад, листопад (покачивания рук из стороны в сторону)
Листья желтые летят (вращение вокруг себя)
Листья красные летят (в другую сторону)
Прямо под ноги ребят. (опускаем руки к ногам)
Мы листочки, мы листочки (наклоны в стороны)
Мы осенние листочки
Мы на веточках сидели (присели)
Ветер дунул - полетели (дуем, кружимся)
Перестал дуть ветерок
Мы уселись на лужок. (присели на корточки)
Слайд №11
2.3 - Ребята. Осень - очень красивое время года. Поэты написали стихи об осени. Композиторы (люди, сочиняющие музыку) написали музыку, посвященную осени. Художники пишут картины, изображая осень. Давайте повторим. Художники пишут картины. Я хочу показать вам малую часть картин, написанных известными художниками в сопровождении музыки, которую написал Петр Ильич Чайковский, известный русский композитор.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Какое время года изображено на картинах? (осень)
Как мы поняли, что это осень? (по цвету листьев)
Какими красками написаны картины? (листья деревьев красного, желтого, багряного, коричневого, оранжевого цвета)
Какое настроение у картин? (одни картины солнечные, веселые, теплые; другие- грустные, серые, невеселые)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась музыка, которая сейчас звучала?
Это фрагмент музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Оно так и называется «Октябрь. Осенняя песнь».
-Какое время года прозвучало в музыке? («Осень»)
- Давайте повторим, кто написал эту мелодию? (П. И. Чайковский)
-Какая осень здесь поздняя или ранняя?
-Какая музыка (грустная или весёлая?
-Какой цвет у осени? (ранняя осень-золотая, поздняя-серая, дождливая)
Слайд №12-16
2.4 Дидактическая игра «Что растёт на дереве?»
Воспитатель. На дубе растет дубовый лист, жёлуди.
На берёзе…берёзовый, серёжки.
На клёне…кленовый, крылатки.
На липе…липовый, липовый цвет.
Воспитатель. Летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?
Воспитатель: Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой?
Воспитатель. Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с Вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея.
Воспитатель. Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и украсить деревья разноцветными листочками.
Во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание.
Давайте перед работой разомнём наши пальчики.
2.5 Пальчиковая игра «Листики».
(массируем каждый пальчик)
1,2,3,4,5 - будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики дуба, листья осины,
Листики тополя мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( показываем из ладошек букет: запястья соединили, пальцы растопырены в разные стороны).
Воспитатель. Приступайте к работе и сделайте свои деревья нарядными. Будьте аккуратны и внимательны.
2.6 Дети выполняют творческое задание.
Воспитатель. Какие Вы молодцы, какие яркие и нарядные у вас получились деревья! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени.
3. Итог.
3.1 Анализ работ.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!
Какое время года изобразили?
Какого цвета листочки на ваших деревьях?
Выставка работ воспитанников.
Воспитатель. Всем спасибо, занятие закончено.