Татьяна Воронина
Конспект занятия по формированию представлений об особенностях родного края «Мордовия — прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска.
- Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.
Развивающие:
- Развивать у детей стремлению учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой родной край.
Воспитательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам; уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города; бережное отношение к истории родного края.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением Старого Саранска, мордовской избы, Саранска 30-40 гг. 20 века; Кафедрального собора святого праведного воина Ф. Ушакова, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Государственного музыкального театра им. И. М. Яушева, музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. ; знаменитых спортсменов Мордовии, заводов Мордовии; аудиозапись гимна Мордовии; картинки с изображением резинового колеса, лампочки, лекарств, флага Мордовии, флага России, герба Мордовии, элементов мордовского узора, элементов русского узора.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток, экскурсии в мини-музей детского сада; рисование и раскрашивание народных игрушек.
Словарная работа: экспонат, экскурсовод, стенд, малая Родина.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что место, где вы родились и выросли, называется малой родиной. Как называется наша малая родина, республика, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в Республике Мордовия.
Воспитатель: Какие народы живут в Мордовии?
Дети: Русские, мордва, татары и люди других национальностей живут в Мордовии.
Воспитатель: Вы уже много знаете о своей республике. Сейчас мы представим, что находимся в музее. Но сначала ответьте на вопрос: для чего нужны музеи?
Дети: В музеях хранятся предметы старины, посуда, картины.
Воспитатель: А как называются предметы в музее?
Дети: Предметы в музее называются экспонатами.
Воспитатель: В музеях работают люди, профессия которых называется экскурсовод. Ребята, как вы считаете, чем занимается экскурсовод?
Дети: Экскурсовод - это человек, который следит за сохранностью экспонатов, рассказывает об истории происхождения предметов, о картинах и многом другом.
Воспитатель: Сегодня вашим экскурсоводом буду я. Итак, мы находимся у первого стенда, который показывает нам, как выглядел Саранск и мордовская деревня в старые времена.
Давным – давно на том месте, где находится город Саранск, была небольшая мордовская деревенька, окруженная со всех сторон лесами (фото «Улица мордовского села»). Мирный труд охотников - земледельцев то и дело нарушали набеги кочевых племен. В конце концов, надоело мордовскому народу прятаться в лесах от врага, и решил он объединиться с русским народом. Ведь вместе легче строительством заниматься, и от неприятеля обороняться («Вид на старый Саранск»). Дети, как вы думаете, из чего мордва строили свои жилища?
Дети: В старину мордва строила дома из дерева.
Воспитатель: И дома, и домашняя посуда и предметы домашнего обихода были из дерева (фото «Мордовская изба»). И даже крепость, окружавшая старый Саранск была из дерева. Ребята, как вы думаете, почему так много предметов, сделанных из дерева?
Дети: Потому что вокруг были леса.
Воспитатель: Верно, ребята. Потому что были леса, было много деревьев. А сейчас я предлагаю вам передохнуть.
Физкультминутка «По Саранску мы идем»
По Саранску мы идем (маршируют,
Звонко песню мы поем (по ворот головы вправо-влево).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги выше поднимаем.
Делай шаг – раз, два.
Взмах руками – три, четыре.
Повертели головой (поворот головы вправо-влево)
Влево-вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко.
И побегаем легко (бег на месте).
Воспитатель: Но время не стояло на месте. Люди научились строить и дома из кирпича. И когда наш город стал столицей Мордовии, его облик был совершенно иным (фото «Саранск 30-40 гг. 20 века»). Дети, напомните мне, как называется столица нашей с вами республики?
Дети: Столицей республики Мордовия является город Саранск.
Воспитатель: Подойдем ко второму стенду, который рассказывает нам о достопримечательностях Мордовии. Именно в столицу люди приезжали, чтобы полюбоваться достопримечательностями. Для жителей и гостей нашей республики открыты двери музеев («Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи», «Музей военного и трудового подвига 1941-1945 годов», театров («Государственный музыкальный театр РМ им. Иллариона Максимовича Яушева»). С каждым годом Саранск становится краше. Здесь воздвигли «Кафедральный собор святого праведного воина Ф. Ушакова».
Воспитатель: Ребята, давайте перейдем к следующему стенду. Мордва всегда считалась крепкой и сильной нацией. Но не только здоровым надо родиться. Чем еще необходимо заниматься, чтобы быть выносливым?
Дети: Укреплять свое здоровье, делать зарядку.
Воспитатель: Жизнь мордвы всегда была неразрывно связана с трудом. Охота, рыболовство, земледелие, разведение скота – все требовало от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости. Борьба, конные скачки, катание на лыжах, поднятие тяжестей, стрельба из лука, метание копья, военно-спортивные игры. Из Мордовии вышло немало выдающихся спортсменов, чемпионов мира и олимпийских игр («Знаменитые спортсмены Мордовии»).
Сегодня мордовские спортсмены по спортивной ходьбе признаны самыми лучшими («О. Каниськина», «В. Борчин»). Имеют мордовские корни и чемпион мира по боксу О. Маскаев («О. Маскаев») и чемпион Олимпийских игр 2004 года А. Мишин («А. Мишин). Эти спортсмены не раз становились лучшими, и в их честь не раз звучал гимн республики Мордовии.
Воспитатель: Мордовия – спортивная республика. Взрослые и дети занимаются спортом. Для них есть немало спортивных сооружений, стадионов. Чтобы в будущем вы стали чемпионами, вам надо усиленно заниматься, преодолевать лень, делать каждый день зарядку. Я предлагаю поиграть в мордовскую народную игру «В горшочки» («Чакшкинесэ» -эрз., «Сяканяса»-мокш.»)
Правила игры: Играющие делятся на две группы: «горшки» и «хозяева». Дети-«горшки», присев на пол, образуют круг. За каждым «горшком» стоит «хозяин». Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Продашь свой горшок? - Продам. После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка, и бегут навстречу друг другу Кто успевает первым прикоснуться к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра начинается сначала.
Воспитатель предлагает подойти детям к стенду с фотографиями, на которых изображены заводы и предприятия Республики Мордовии.
Воспитатель: Современный Саранск стал городом промышленным. Здесь работают десятки крупных заводов, снабжая своей продукцией жителей не только нашей республики, но и других регионов России: завод «Биохимик», «Лисма», «Резинотехника».
Дидактическая игра «Подбери правильно».
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать муляж продукта или изделия. Ребенок называет, какой завод выпускает данную продукцию, и относит к стенду данного завода.
Воспитатель: На этом наша экскурсия по знакомству с историей Мордовии заканчивается. Я благодарю вас за внимание и предлагаю поиграть в игру «Выбери правильно». На столе лежат куклы в национальных костюмах; символы России, Республики Мордовия; элементы национальных узоров.
Я предлагаю вам выбрать мордовский герб, флаг, куклу в мордовском костюме и элемент мордовского узора.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы на занятии познакомились с национальной культурой мордовского народа, познакомились с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, искусства, спорта республики; вспомнили некоторые отрасли промышленности. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, тоже внесете определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства, спорта. А мы, ваши воспитатели, будем гордиться вашими достижениями.
Список литературы
1. Арсентьев Н. М., Багрова Т. С., К. И. Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск : типография «Красный Октябрь»,2005 г. ;
2. Баргова Т. С., Руськина Е. С. Саранск-столица Мордовии : рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск, 2007г
3. Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г. ;
4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.;
5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
6. Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г. ;
7. Историко-культурные очерки. Мордовский народ : что нас волнует? - Саранск, 1991г. ;
8. С Д - диск для детей младшего школьного возраста. Мы – мордва!» версия 3; - Саранск, 2010г.
9. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
10. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;
11. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.