Юлия Пешкова
Конспект занятия «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
обучающие:
1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
развивающие:
1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание) .
Публикация «Конспект занятия „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья) .
воспитывающие:
1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.
Оборудование:плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии группы, мяч, куклы, карточки с заданиями, ленты разной длины и разного цвета, мягкие модули, запрещающие знаки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Игра "Дин-дон"(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг) .
Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.
Ну, а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй:
-Как зовут котенка? - кис-кис-кис!
-Как зовут цыпленка? - цып-цып-цып!
-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена) .
2. Воспитатель:
- Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье. (Слайд 1)
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом. (Слайд 2)
- Но сначала мы должны повторить правила поведения в общественных местах (Слайд 3) Посмотрите на экран. Здесь изображено много знаков, которые помогут правильно вести себя в музее. Ой, ребята, кажется, я что-то напутала и здесь оказались несколько лишних знаков, посмотрите внимательно и найдите их. (Находят карточки с ненужными знаками и откладывают в сторону, а нужные знаки развешивают по группе).
- Молодцы! Теперь –то мы не забудем, как правильно вести себя в музее!
- Ребята, чтобы попасть в первую комнату музея, нужно выполнить небольшое задание. Перед вами 3 полоски. Они разного цвета длины и ширины. Скажите, по какой дорожке надо пройти, если она не синяя, не широкая и не самая длинная (красная).
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием. И вот мы оказались в первой комнате музея.
- Пройдемте к этому столу. (на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, словарь имен)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена. (Слайд 4)
(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра "Воротики"
Воспитатель:
- Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а для этого нам нужно построить ворота. Перед вами находится строительный материал, давайте скорее приниматься за дело!
- Ребята, у вас получились замечательные ворота! А вы знаете, что они не обычные, а с секретом! Они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество. Перед вами карточки с вашими именами. С помощью значков, которые у вас есть найдите своё имя и прочитайте его. А затем назовите своё отчество и проходите через ворота (дети называют и проходят, садятся на стульчики).
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?
Воспитатель:
- Когда-то, очень давно, людей на земле было мало (Слайд 5) и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. (Слайд 6)
-А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: (слайд 7)сын Ивана - Иванов; или по профессии - (слайд 8)кузнец – Кузнецов, (слайд 9) мельник - Мельников; а некоторые по названию села, где жили - (слайд 10) в селе Гончарное - Гончаровы.
- И вот ещё с древних времён фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (Слайд 11)паспорт, (Слайд 12) свидетельство о рождении
- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)
Физминутка. Что же за семья живет у нас в квартире? (Встаем в круг)
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагают)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)
Всех могу пересчитать (шагают)
Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)
Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)
Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)
Воспитатель:
- Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге) (Слайд 13)
Воспитатель:
- Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)
Д/и "Угадай, где семья? "
- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
- Почему вы думаете, что это семья?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево. (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)
- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
- Как называется дерево? Что мы видим на нем?
Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?
Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.
- Сколько у нас бабушек и дедушек?
- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали семейный портрет. А сегодня, я предлагаю смастерить для него рамку. Хотите?
- Посмотрите, у вас на столах лежат готовые рамки, но они какие – то невзрачные. Хотите украсить их? Для этого можно использовать много интересных материалов. Например, гречневую крупу, рис, макаронные изделия. Проходите за столы, ребята.
- Рамку нужно покрыть клеем, а затем выложить различные узоры из крупы.
- Прежде чем приступить к работе, я предлагаю сделать вам пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
- Итак, начинаем украшать рамки. Сядьте красиво, выпрямите спины и приступайте к работе.
- Молодцы! У вас получились замечательные рамки!
3. Итог.
Воспитатель:
- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
- А что такое семья?
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали! А из ваших семейных портретов мы сделаем картинную галерею, чтобы все видели какие у вас дружные семьи. (Слайд 14).