Юлия Вахрамеева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница Зимушка – зима»
Цель: уточнение правильного произношения звука С в словах, предложениях; формирование представления о природных явлениях зимой; активизация словаря по теме.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить представления о природных явлениях зимы, уточнить правильное произношение звука С в словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие задачи: активизировать словарь по теме, развивать целостное восприятие, мышление.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница Зимушка-зима“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебной деятельности, организованность в работе; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, взаимовыручку, умение преодолевать трудности, контролировать выполнение действий.
Оборудование: музыкальный центр, снежинки на ниточке, снежки, предметные картинки, мяч, заячьи следы, зимнее дерево.
Подготовительная работа: разучивание хоровода.
Действующие лица (взрослые)
Зимушка-зима
Снежинка
Снеговик
Заяц
Медведь
Ход занятия.
(Звучит музыка, изображающая падающий снег. Дети входят в музыкальный зал и встают вокруг ёлочки).
Логопед: К нам опять зима пришла!
Все дома – как терема!
За окном метель поёт,
Скоро праздник – Новый год!
Здравствуйте, ребята! Вот и наступила зимушка-зима. Ой, что это, ребята, слышите? (Звучит звон колокольчиков).
Дети: Звон колокольчиков.
Логопед: Правильно, смотрите, кто к нам в гости на своей тройке лошадей пожаловал?
Дети: Здравствуй, Зимушка – зима.
Зима: Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья?
Дети: Да, мы тебя ждали.
Зимушка - зима : Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой?
Я Зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье,
И под снегом озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не очень мёрзли. (Ответы детей).
Зимушка – зима : Ребята, я вас приглашаю со мной прогуляться по зимнему царству. (Звучит музыка и дети становятся в хоровод).
Зимушка – зима : Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу).
Будем веселиться,
Будем вместе все в кругу Дети кружатся на месте в одну,
потом в другую сторону
Весело кружиться.
Ля – ля – ля.
А мы сядем на коней, Дети изображают скачущих коней
По полю помчимся.
Маме с папой до земли Дети выполняют поклон
Низко поклонимся.
Зимушка – зима : Молодцы! Ай да хоровод завели! А сейчас попробуйте отгадать мои загадки:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(СНЕГ) С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые.
(СНЕЖИНКИ)
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
(МОРОЗ) Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(МЕТЕЛЬ)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(СНЕГОВИК) Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно
(ЛЁД)
(Звучит музыка, и входит Снежинка).
Логопед: Пока мы с вами отгадывали загадки Зимушки – зимы в зимнем царстве пошёл снег, и к нам прилетела Снежинка. Посмотрите, какая она? (Ответы детей). (Снежинка раздаёт каждому ребенку «снежинки» на ниточке).
Снежинка: Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
(Снежинка следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз. Выполнив упражнение с детьми, Снежинка уходит).
Зимушка – зима : Посмотрите, кто-то нам письмо прислал. Давайте его прочитаем
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко,
Вставили морковку!
Зимушка – зима : Вы догадались от кого письмо?
Дети: От снеговика. (Входит снеговик).
Зимушка - зима : А вот и он сам к нам в гости пришел, и мы вместе с ним продолжим нашу прогулку по зимнему царству.
Снеговик: Отправляемся в путь, ребята, по заснеженной тропинке. Представьте, что мы идем по снегу, послушайте (включается аудиозапись). Давайте сделаем снежок и поиграем с ним. Проверю, как вы знаете зимние явления. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит незаконченное словечко.
В лесу зимой голодный волк … (воет).
На зиму медведь в берлоге …. (засыпает).
Мороз щёки и нос … (щиплет).
Зимой вода в реке … (замерзает).
Иней на ветках деревьев … (блестит).
Зимой метель … (метёт).
Снеговик: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает зимы? Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать.
Не бывает зимы без ….? (снега, сосулек, санок, горки).
Не бывает горки без …? (снега, санок, сосулек).
Снеговик: Продолжим играть?
Дети: Да.
Снеговик: А сейчас встаньте друг напротив друга, я встану посредине, делайте шаг навстречу друг другу и по очереди произносите звук «С» в конце каждого слова (необходимо договорить слово, и посмотрим, кто из вас быстрее подойдет ко мне. ( Снеговик произносит слова: ле. с, но. с, ква. с, пылесо. с, анана. с).
Снеговик: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы по очереди будете говорить о нем ласково. ( Снеговик произносит слова: снег, сосулька, мороз, дерево, ветер, горка).
Снеговик: Молодцы.
(Дети, логопед и снеговик отравляются дальше по тропинке).
Логопед: Посмотрите, на снегу чьи-то следы.
Дети: Заячьи. (Приближается зайчик).
Заяц: Помогите мне найти дорожку к моей избушке, но для этого необходимо определить «Что изменилось?». Вы можете мне помочь? (Ответы детей).
Заяц: Посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну из картинок или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось. (Дети выполняют задание).
Заяц: А теперь посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы «Где это бывает?»
(Логопед выставляет на зимнем дереве по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога НА).
- Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замерз лед? Где катаются дети? Где слепили снеговика? Где стоят санки?
(Звучит музыка).
Заяц: Ребята, посмотрите, какая поднялась метель, я замёрз, а вы?
Дети: Да.
Заяц: Давайте сейчас разогреем наши руки, повторяйте за мной. (Дети и заяц выполняют пальчиковую гимнастику).
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательный и средний пальчики
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп
Заяц: Вот мы и согрели наши руки и спасибо, что помогли мне найти дорожку к моей избушке. (Заяц прощается с детьми).
Логопед: Посмотрите, как много снега намело! Давайте поиграем в снежки. Каждый раз вы из корзинки достаёте снежок и, произнося слог, который появляется на дереве, кидаете в сторону.
Зимушка - зима : Да, я вижу, что вы ловкие и быстрые, теперь давайте отдохнём. Присядем на скамейку. Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, к нам кто-то идёт. Кто к нам пожаловал?
Дети: Медведь. Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте!
Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! Медведь пляшет.
А сейчас созываю детвору,
Предлагаю вам русскую игру.
(Звучит музыка. Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить)
Зимушка – зима : Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Дети начинают играть в игру «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.) Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день-деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора!
(Медведь уходит).
Зимушка – зима : Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам? Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились? (Ответы детей).
Зимушка – зима : Я прошу вас дома нарисовать то, что вам сегодня больше всего понравилось. А я загляну к вам очень скоро и полюбуюсь вашими рисунками. А теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята.