Приложение МААМ

Конспект занятия для учащихся 1–4-х классов «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»

Наталья Новинская
Конспект занятия для учащихся 1–4-х классов «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ «Маэковская школа-сад»

Конспект внеурочного занятия

для учащихся 1-4-х классов

Тема: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки

Подготовила и провела

Новинская Н. Л.

Тема: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки

Цель исследования: изучение народных традиций и культуры.

Задачи исследования:

1 Изучить игры родителей, бабушек и дедушек. 2. Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Публикация «Конспект занятия для учащихся 1–4-х классов „В какие игры играли наши бабушки и дедушки?“» размещена в разделах

3. Провести эксперимент по внедрению старинных игр в современный детский коллектив.

Объект исследования: игры и забавы наших предков.

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.

Методы исследования:

*Подбор и изучение материала по теме.

*Опрос в форме анкетирования бабушек и дедушек.

*Опрос в форме анкетирования учащихся начальных классов.

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в

которые играют современные дети.

Цели: образовательные:

• расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях, о народных традициях;

• научиться играть в игры соблюдая правила, использовать считалочки.

развивающие:

• развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

• развитие грамотной устной речи;

• формирование навыков выразительного чтения

воспитывающие:

• воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, способствовать преемственности в семейном воспитании;

• воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

• воспитание нравственных качеств.

Предварительная работа:

Оформление: 1. Выставка рисунков «Моя любимая игра».

2. Выставка сообщений «Игры наших бабушек и дедушек».

3. Выставка книг с прибаутками, частушками, считалками.

Оборудование:

- технические средства обучения: компьютер,

- информационные ресурсы: электронная презентация по теме занятия, музыкальное сопровождение, сообщения учащихся по теме «Игры моих бабушек и дедушек», рисунки по теме «Моя любимая игра», выставка книг по теме: «Устное народное творчество»

- дидактические средства: рабочие листочки для работы в группе (карточки со словами потешек, считалок, с вопросами для интервью, сравнительная таблица, руководитель группы, исследователи, предметы для проведения игр (мяч, скакалка, кольцо, шарф, колокольчик, цветные сигнальные карточки для рефлексии.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационый момент.

Учитель. Здравствуйте ребята! Здравствуйте наши гости!

Давайте отправимся с вами. за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

2. Постановка цели и задач занятия :

Ученик: (играет в компьютер) – О! Вот тебе! Сейчас догоню! Сейчас достану! Ну вот сначала, снова проиграл! Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться? Другие ребята сидят в одной комнате и разговаривают друг с другом с помощью компьютера.

Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравиться играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером? А как же быть? Сегодня мы постараемся выяснить: - отличаются ли игры наших бабушек и дедушек от современных игр? Какова роль игры в вашем развитии? По ходу нашего итогового занятия мы заполним сравнительную таблицу и свои рабочие листочки, и увидим отличаются ли современные игры от игр наших бабушек и дедушек

Учитель: - Итак тема нашего итогового занятия-проекта «Игры наших бабушек и дедушек».

2. Актуализация знаний.

Учитель: Игрыявляются частью устного народного творчества. Что значит устное народное творчество?

Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.

Учитель. Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (Ответы детей).

Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?

(Ответы детей).

Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.

«Творчество» - от слова «творить», создавать.

«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.

Учитель. В России игры называли ещё забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Издавна ведётся веселье и труд рядом живут.

- Что значит утешиться? (Ответы детей.)

- А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее.

- Мы сегодня будем творцами устного народного творчества, будем передавать информацию об играх, которую вы узнали у своих родителях, бабушках и дедушках друг другу, гостям, будем применять её и учиться использовать, чтобы другие тоже знали интересные игры ваших родственников.

- А, чтобы было вам интереснее, мы поделись с вами на группыи продолжим учиться работать в группах. Вы сегодня все исследователи, выберите руководителя вашей группы, по ходу занятия будем заполнять табличку в наших рабочих листочках. Слайд №4

3. Основная часть.

Учитель задает проблемные вопросы.

-Ребята, а вы любите играть? (Ответы детей).

- А в какие игры вы любите играть? (Ответы детей).

- Что обязательно делают перед игрой? (Ответы детей).

(Зазывают, считают)

-Чтобы пригласить ребят поиграть, необходимо громко прокричать "зазывалочку".

*Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

Игра «Как у дяди Трифона»

СЧИТАЛКИ.

Учитель. А, перед игрой, ребята, надо посчитаться! А что нам в этом поможет?

Учитель. Правильно считалка! Приведите свой пример считалки.

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но а тот, кто их возьмет,

Тот водить у нас пойдет.

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка -

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

Учитель. Правильно ребята, самое главное правилов играх, нужно правильно выбирать ведущего, в этом часто помогают считалочки!

Учитель. Существуют считалочки – игры, в которые участвуют все играющие, их называют игры «Молчанки».

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

Указания к проведению

Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.

Учитель. Давайте подведём итог. –Для чего необходимо знать считалки? А ваши бабушки и дедушки знают считалки? А вы ими пользуетесь, запишите это в свои листочки рабочие. - Много интересных считалок можно найти в книгах – сборниках произведений устного народного творчества.

Учитель. Ребята, а сейчас работая в группах соберите из букв слова зашифрованные.

Учитель. Какие слова получились?

Учитель. Правильно дети –это потешки и песенки.

Учитель. Ребята, а что такое потешки? (Ответы детей).

Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение.

Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

Учитель. Может, кто из вас знает такие игры?

Ребята, слушайте внимательно следующее задание для ваших групп: вам надо прочитать началопотешки и придумать продолжение. (текст на листочках)

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

(продолжай)

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Идёт коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

(продолжай)

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю (и др.)

Учитель: - Давайте зачитаем, какие у вас получились потешки (работа детей).

- Давайте подведём итог. Заполним наш рабочий лист. Для чего нужныпотешки?

- Многие такие стихи – потешки и песенки мы используем на уроках на физминутках, давайте вспомним одну из них.

Игра «Интервью».

Учитель. Спросите друг у друга, а какие игры вы ещё знаете? И заполните наш рабочий лист.

А теперь, давайте познакомимся с играми, которые узнали в ходе исследовательской деятельности.

Подвижные игры.

Учитель: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

Песня «Семечки»

На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Игра «Горелки»

Игра «Жмурки»

Выберем водящего:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый – хвост.

А шестое брюхо,

Выходи, Ванюха.

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит.

Спокойные игры игра «Колечко»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Все играющие выстраиваются в ряд. У водящего в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Игры- хороводы.

Учитель: - Ребята, раньше на Руси когда люди занимались, каким-либо делом они обязательно пели песни, многие песни исполнялись в виде игр-хороводов. Давайте и мы свами заведём хоровод.

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой вереевочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Тетера»

Учитель:

Вот смотрю на вас, гадаю:

Все умеют, все-то знают!

И когда, я не пойму,

Научились вы всему?

А сказать спасибо мы

Нашим бабушкам должны.

Мы всегда пример берем

С наших бабушек во всем.

Я желаю нашим бабушкам,

Чтоб прожили много лет.

Вы любите своих бабушек –

В этом весь секрет.

Песня «Бабушка Варвара»

Учитель: - Есть песенки шуточно-плясовые, которые исполнялись на различных праздниках, таких как масленица, свадьба, сватовство.

Есть такие песни, которые вам пели, когда вы были еще очень маленькими это колыбельные.

Учитель: -Ребята, мы с вами раньше играли в одну из таких игр-хороводов. «Ручеёк», «Каравай». – Как вы думаете бабушки и дедушки играли в эти игры? А мы?

Игра «Каравай»

«Дерево творчества»

(Дети встают в круг. Звучит музыка).

- Я предлагаю вам взять ладошки. Вот видите, как нас много! Каждая ладошка излучает радость и доброту. Давайте закончим наше занятие «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные. Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!

5. Итог.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей исследовательской работе. Поднимите жёлтые карточки сигнальные те, кто считает, что знания игр им пригодится в будущем, а красные если вы считаете, что игры вам не нужны.

И ещё ребята я хочу вам предложить и дальше заниматься этим интересным делом.

«Дерево творчества»

(Дети встают в круг. Звучит музыка).

- Я предлагаю вам взять ладошки. Вот видите, как нас много! Каждая ладошка излучает радость и доброту. Давайте закончим наше занятие «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные. Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!

Учитель. Спасибо за занятие! Мне было с вами очень интересно!

Публикации по теме:

Фотоотчет о выставке портретов на день пожилого человека детей из подготовительной группы «Бабушки и дедушки наши дорогие!»Фотоотчет о выставке портретов на день пожилого человека детей из подготовительной группы «Бабушки и дедушки наши дорогие!» День пожилого человека – осенний праздник, который проводится ежегодно 1 октября. В это день все внуки поздравляют по традиции своих дорогих,.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Папа, мама, дедушки, бабушки и я — вот и вся моя семья»Конспект интегрированного занятия «Папа, мама, дедушки, бабушки и я — вот и вся моя семья» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Цель: ознакомление.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Мои любимые бабушки и дедушки»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Мои любимые бабушки и дедушки» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Мои любимые бабушки дедушки». Цель: Создать условие,чтобы дети с интересом показали.

Конспект занятия «Наши любимые бабушки и дедушки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Наши любимые бабушки и дедушки» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения. • Побуждать детей к проявлению доброты, сочувствия.

Краткосрочный проект ко Дню пожилого человека «Наши бабушки и дедушки!» во второй младшей группеКраткосрочный проект ко Дню пожилого человека «Наши бабушки и дедушки!» во второй младшей группе Участники проекта: Романенкова Виктория Михайловна, дети второй младшей группы. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя). ЦЕЛЬ: формирование.

Стенгазета «С праздником вас, наши дорогие бабушки и дедушки!»Стенгазета «С праздником вас, наши дорогие бабушки и дедушки!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами идеей стенгазеты и поздравительных открыток для наших любимых и незаменимых бабушек.

Сценарий игры-соревнования по ПДД «По дороге на зеленый свет!» для учащихся 5–7 классов Игра-соревнование по Правилам дорожного движения «По дороге на зеленый свет!» для учащихся 5-7 классов О начале игры объявляется заранее,.

Конспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классовКонспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классов Цель: способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Универсальные учебные действия: личностные: формирование.

Во что играли наши бабушки? У нового поколения остается все меньше коллективных игр, а ведь коллективные игры очень объединяют и дают возможность подружиться детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для учащихся 1–4-х классов «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 15:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для учащихся 1–4-х классов «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Новинская (УИ 1548768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД