Татьяна Мальгина
Конспект экологической тропы «Зимнее путешествие» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе, через использование различных видов деятельности на экологической тропе.
Задачи:
Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе зимой, развивать умение выделять взаимосвязи в природе.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе через вовлечение в разнообразные виды природоохранной деятельности.
Познакомить детей с различными источниками тепла и освещения в природе.
Формировать знания о костре, его назначении и способах разжигания.
Развивать у детей практические навыки работы с природными материалами.
Воспитывать осторожность при обращении с огнем и уважения к природе.
Воспитывать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к природе, окружающему миру.
Материал: Подготовка реквизита: карточки с изображением различных видов костров,
конверт с планом- картой, картинки, компас, четыре флажка, палочки для костра, пиктограммы видов костров, шишки разных размеров, банка со льдом, красный лоскуток, термос с травяным чаем, одноразовые стаканчики, влажные салфетки, мешок для мусора, элементы костюма для героя.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Голубые разведчики» М. Луканичев, «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский, рассказ «Леса в огне» А. Дитрих; стихотворения: А. Усачева «В поход»; М. Погарский «Четыре брата»; «Есть на Земле огромный дом» Л. Дайнеко; беседы: «Какие вещи нужны в походе?», «Помоги сам себе и своему другу», «Лес и его богатство»; рассматривание иллюстраций о природе, о диких животных, о растениях; отработка туристических навыков; разучивание речевок; наблюдения; ориентирование по компасу, карте, планам и схемам; опыты.
Ход прогулки:
Организационный момент: Дети в раздевалке находят письмо от Дядюшки Лесничего:
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой зимней природы, узнать что-то новое и интересное. Жду вас на вашем участке.
Ваш друг – Дядюшка Лесничий».
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в поход. Но поход будет не простой, а туристический. Мы с вами будем маленькими туристами.
Ребята, что же нам необходимо взять с собой в дорогу?
Загадки про туристические принадлежности.
Мы уже определили маршрут и подготовили необходимое снаряжение. Наденем рюкзачки и построимся в шеренгу. С построения туристической группы начинается любой поход.
Содержание прогулки:
По дороге дружно произносим речёвку:
Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы! Кто со скукой незнаком? Мы, туристы!
Нас вперед ведут…Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу? Песню, ложку и рюкзак!
Дети приходят в лесную зону – в районе детского сада.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на лес, в прошлый раз мы здесь были с вами осенью и летом. Вспомните, каким он был. Что изменилось?
(Ответы детей)
Выходим на небольшую полянку, и дети видят на ветке конверт. Воспитатель открывает конверт, а в первое задание. Показывает её детям.
- Дети, что вы видите на этом листке? (план- карта движения на поляне: ель, сугроб, кустарник и "?".)
- Как вы думаете, что означает знак "?" (дети высказывают свои предположения). Я думаю, что это место, где находится наш Знакомый Дядюшка Лесничий. Пойдёмте его искать. По дороге рассмотрим объекты, которые на карте.
1. Объект — ель (под елью лежат шишки)
Наблюдение: "Что находится в шишках ели?"
- Что это? (шишки). Воспитатель показывает две разные по величине шишки.
- Ребята, посмотрите на эти шишки. Какие они по величине: одинаковые или разные? (Разные: одна большая, другая маленькая)
- Какого цвета шишка? (Коричневого)
- Посмотрите на шишку, потрогайте, она гладкая или шершавая? (Немного шершавая).
- Её чешуйки, домики для семян.
- Чешуйки прилегают плотно друг к другу, в холоде они находятся в закрытом состоянии.
- Ну, а теперь наша дорога привела нас к следующему объекту.
2. Объект — кустарник акации.
Наблюдение "Почему зимой деревья спят?"
- Что это? (кустарник)
- Чем кустарник отличается от дерева? (у него нет главного ствола, от корня отходят много стволов)
- А что общего? (зимой у них нет листьев, они спят, перестают питаться и расти) — Ветки кустарника зимой очень хрупкие и ломать их нельзя.
- Пусть кустарник спит, не будем его будить и отправимся дальше искать нашего Лесничего.
Игра "Снежинка, льдинка, сугроб" (дети бегают по кругу, по сигналу останавливаются и выполняют задание "снежинка" — кружатся на месте, расставив руки в стороны; "льдинка"- замирают; "сугроб"- наклоняются)
3. Объект — сугроб.
Опыт "Защитные свойства снега"
- Ребята, посмотрите перед нами сугроб.
- На сугробе стоит баночка. Посмотрите, что в ней? (лёд).
- А что такое лёд? (это замерзшая вода)
- В сугроб воткнут указатель. Его стрелка показывает вниз. Что это означает? (нужно раскопать снег)
- А как лёд превратить в воду? (Нагреть банку)
-С помощью чего это можно сделать? (Развести костёр)
Появляется Дядюшка Лесничий:
-Здравствуйте, ребята. Зачем ко мне в лес пожаловали? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы пришли полюбоваться на сказочную красоту леса и посмотреть, как он изменился зимой, свежим воздухом подышать, жизненных сил от матушки природы набраться, тебя добрым словом порадовать. Ты же нас приглашал!
Дядюшка Лесничий: Приглашал. Хотел проверить хорошо ли вы знаете лесные правила?
Воспитатель: Расскажите ребята, правила поведения в лесу.
Дети по очереди перечисляют известные им правила:
-Не ломать ветки и деревья, потому что зимой от мороза они хрупкие;
- Не кричать в лесу;
- Не оставлять мусор в лесу и т. д. .
Дядюшка Лесничий: Молодцы, правила поведения в лесу вы знаете. Ведь лес - это замечательное место, где можно отдохнуть, погулять, узнать что-то новое. Если вы не хотите, чтобы лес исчез, а был уютным, приветливым, надо соблюдать эти правила. Они нисколько не мешают получать удовольствие от прогулки. Когда идёшь в лес, соблюдай два важных правила поведения: уважение и осторожность. Помните, что лес вам не принадлежит. Подумайте о других. И, конечно, с уважением относитесь к растениям и животным.
Вы к лесу с уважением - и мы к вам и с почтением!
- А сейчас давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам леса. Посмотрим, кто больше звуков услышит. (Ответы детей). Молодцы, вы умеете слушать звуки природы.
Воспитатель: Дядюшка Лесничий, ты нам обещал сюрприз показать.
Дядюшка Лесничий: Обещал, покажу, вы ведь не зря раскопали сугроб. Буду вас учить разводить костёр. Что нам для этого нужно? (Спички и дрова).
Но помните, разводить костёр может только взрослый!
А сейчас давайте я вам расскажу про разные виды составления костра. Но сначала мне ответьте: какие дрова нужны для костра зимой? (Ответы детей)
Демонстрация и показ:
"Колодец" — это жаровой костер. Дрова, в которых укладывают наподобие сруба избы. Самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. В костре хороший доступ воздуха к огню, поленья обычно горят равномерно по всей длине. Дрова сгорая образуют много углей, дающих высокую температуру. Этот костер удобен как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.
«Звёздный». Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру (5-8 штук поленьев укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра). Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.
«Шалаш». Самый простой и распространенный тип костра. Поленья укладывают или даже устанавливают под углом к центру. При этом они частично опираются друг на друга. В верхней части пламя получается концентрированным, жарким. Костер этот удобен для освещения лагерной площадки и варки с небольшим количеством котлов. Для такого костра можно использовать валежник, хворост, другие тонкие дрова. Костер дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева, образует мало углей и нуждается в постоянном пополнении топливом.
Сигнальные костры.
Костер "Пионерский" - аналогичен костру шалаш, только значительно выше. Самые длинные палки, которые располагаются с внешней стороны костра, должны иметь длины 1.5-2 метра. Костер быстро разгорается, дает очень высокое пламя, но быстро прогорает и разваливается.
Дымовой костер разводят на основе костра «шалаш», при котором образуется сильный поток восходящего воздуха, и когда тот хорошо разгорится, начинают подкладывать в него сырые ветки, лучше хвойных пород, и траву. В результате получается столб былого дыма. Для получения черного дыма, необходимо использовать смолу, нефтепродукты, резину.
Дядюшка Лесничий: Я приглашаю всех на туристическую эстафету:
№1 «Бег с передачей рюкзака». Команда: «На первый-второй рассчитайсь!». Постройтесь в две колонны. По сигналу вам надо обежать флажок с рюкзаком за плечами: добежать до своей команды, снять рюкзак и передать стоящему в колонне первым.
№2 «Чья команда быстрее зажжет костер». Нам нужны палки. Будем складывать их «колодцем» (Показать пиктограммы видов костров). Играют три команды по 5 человек. Последний в команде «зажигает костер» - бросает в «колодец» красный лоскуток. (Поиграть 3-4 раза).
Посмотрите, какие могучие деревья в нашем лесу. Сейчас каждый из вас выберет своё дерево, подойдет к нему, погладит кору, обнимет, погреет дыханием, посочувствует, прижмется щекой и скажет ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя погрею, потерпи, весной и летом тебе будет очень хорошо!». И пусть оно даст вам силу.
Привал.
Дядюшка Лесничий: Молодцы, ребята! Вы так старались, весело и дружно играли, что я приготовил вам сюрприз –травяной чай. (Дети благодарят за сюрприз и угощаются).
Ребята, надеюсь, вы помните правило туриста «Убери за собой!». И обязательно потушить костёр!
Дети: Конечно, помним!
Воспитатель: Спасибо тебе за все, Дядюшка Лесничий, а нам пора в детский сад. До свиданья! Дядюшка Лесничий: До свиданья, ребята! Вы много знаете о лесе! Буду рад встретить вас в нашем лесу еще много раз!
Дети: Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, могучий лес! Полон сказок и чудес! (С. Погореловский)
Дети выходят из леса и читают речевку:
Мы сегодня отдохнули, Чая вкусного хлебнули, Рюкзаки поправились, И домой отправились!
Рефлексия деятельности:
- Ребята понравился ли вам наш поход? Что нового вы узнали? Что интересного вы заметили сегодня в лесу?
Рисование на тему: «Зимний костёр».